Эксперты объясняют, почему в Америке нет места социализму

«Социалисты так никогда и не поняли логику американской политической системы»
По мере приближения выборов в США можно с уверенностью сказать, что абсолютное большинство из тех, кто победит на этих выборах, будут членами одной из двух главных политических партий страны – Демократической и Республиканской. Почему же Соединенные Штаты являются единственной из ведущих демократических стран, где нет реальной третьей политической силы, например, какой-нибудь социалистической партии или политической партии, представляющей интересы рабочего класса?

Многие аналитики согласны с тем, что Соединенные Штаты являются типичной промышленно развитой страной, но от других подобных стран США отличаются тем, что в стране нет серьезной социалистической партии на общенациональном уровне.

«Америка совершенно не похожа на другие западные демократические страны», — говорит Гэри Маркс из Университета Северной Каролины. Он указывает на то, что теоретики часто называют «символами Америки» — идеи равенства, социальной мобильности, уверенности в собственных силах и ограниченных масштабов госаппарата – то есть все те принципы, которыми американцы руководствовались со времени провозглашения независимости от Британии в 1776 году.

«Хотя мы часто сетуем по поводу размеров госаппарата и стараемся свести его к минимуму, если сравнить его с другими странами, можно заметить, что во всех остальных западных странах он еще больше», — отмечает Маркс.

«То, что мы видим в Соединенных Штатах, — это культивирование таких принципов, как индивидуализм и неприятие контроля со стороны государства. Что же касается роли правительства в жизни общества, она представляется гораздо более ограниченной, чем, например, в европейских странах».

С каждой новой волной иммиграции люди со всего мира принимают американские ценности, которые, как отмечают многие ученые, совершенно не согласуются с традиционным социализмом.

Накануне Первой мировой войны плохие условия работы и жизни в американских городах способствовали распространению идей социализма. В 1912 году кандидат в президенты от Социалистической партии Юджин Дебс получил 6 процентов голосов избирателей. В городах и других населенных пунктах по всей стране сотни выборных должностей занимали социалисты. Однако у этой партии были свои проблемы.

«Социалисты, которые были небольшой третьей партией, мало что могли предложить», — говорит политолог Гэри Маркс. – Они могли предложить лишь чистоту идеологии. Они могли предложить какие-то альтернативные идеалы, на которых могло основываться общество. Однако профсоюзы руководствовались принципом “все и сразу”».

В отличие от социалистов с их утопическими идеями и подозрительным отношением к основным политическим партиям, профсоюзы, как правило, шли на диалог с демократами и республиканцами, добиваясь повышения зарплаты и улучшения условий жизни.

Как отмечает Бенджамин Гинзберг, директор вашингтонского Центра исследований в области госуправления при Университете Джонса Хопкинса, рабочих беспокоили не политические, а экономические вопросы.

«В Соединенных Штатах, когда профсоюзы стали реальной силой, белое мужское население уже давно было наделено правом голоса. Не было необходимости бороться за политические права», – говорит Гинзберг. – Члены профсоюзов вступали в уже существующие партии – Демократическую, Республиканскую, а до этого в партию либералов. Так что для профсоюзов путь к политической борьбе был полностью открыт».

Экономические потрясения 30-х годов вселили во многих социалистов надежду на то, что пришло время для создания в Соединенных Штатах рабочей партии. Однако, как отмечает политолог Бенджамин Гинзбер, было уже слишком поздно.

«В период Великой депрессии и экономического спада было больше возможностей для создания рабочей партии. Однако с приходом Франклина Рузвельта с его политикой “нового курса” профсоюзы стали настолько мощной силой в составе Демократической партии, что большинство лидеров профсоюзного движения не видели никакого смысла в том, чтобы стараться действовать самостоятельно».

Профсоюзы весьма активно старались вовлекать избирателей в политическую жизнь в контексте существовавшей в Америке двухпартийной системы. Со времен Великой депрессии профсоюзы, как правило, поддерживали Демократическую партию, объединившую в своих рядах многих из тех, кто придерживался более левых убеждений.

«Социалисты так никогда и не поняли логику американской политической системы», — говорит Гэри Маркс.

Он отмечает, что в отличие от традиционной парламентской системы, одной из основополагающих принципов которой является получение кандидатом большинства голосов на выборах, особенностью американской политики является то, что кандидату достаточно просто получить больше голосов, чем получил его соперник.

«По существу это означает, что у какой-то третьей партии просто нет шансов на то, чтобы быть представленной на общенациональном уровне. Так что логика в том, чтобы постараться создать максимально широкую коалицию. А это означает, что для того чтобы сделать это, в обычных условиях не следует заострять внимание на определенной идеологии, с тем чтобы заручиться поддержкой самых разных групп населения».

Со времен Гражданской войны две главных политических партии Америки – демократы и республиканцы – получали в среднем 95 голосов избирателей на всеобщих выборах. Вряд ли эта тенденция изменится в обозримом будущем.

Почти все ученые сходятся во мнении, что пока Соединенные Штаты продолжают быть исключением в том, что касается политической системы, появление жизнеспособной социалистической партии будет оставаться лишь призрачной надеждой немногих.