Власти США настороженно отнеслись к новому повстанческому альянсу в Сирии

Администрация опасается сотрудничать с альянсом, в состав которого входят радикальные группировки

Как отмечают представители американских спецслужб, военные успехи инсургентов на севере Сирии в рамках альянса во главе с подразделением «Аль-Кайды» и включающего в свой состав формирования радикальных исламистов поставили администрацию президента Обамы перед дилеммой: следует ли поддерживать новое повстанческое движение против президента Башара Асада, или лучше с ним не связываться.

Несмотря на то, что победы повстанцев над силами Асада в провинции Идлиб к западу от Алеппо в апреле и мае могут ознаменовать поворотный момент в затянувшейся кровопролитной гражданской войне, уже унесшей более 200 000 жизней,у руководства США вызывает беспокойство состав альянса «Джаиш аль-Фатех» (Армия завоевания), о формировании которого было объявлено 28 марта.

Вашингтон опасается дальнейшего ослабления пользующихся поддержкой Запада «умеренных» формирований при присоединении к новому альянсу и появления в Сирии еще одного джихадистского эмирата наподобие «Исламского государства» на востоке страны.

Альянс одержал ряд серьезных побед на севере Сирии, позволив повстанцам воспрянуть духом, а действующим на севере страны формированиям, которые долгое время занимали оборонительную позицию в своей части Алеппо под постоянным обстрелами военно-воздушных сил Асада, перейти к активным действиям. Таким образом, открылся новый фронт военных действий на севере, отмечают аналитики.

«Впервые за два года крупные победы повстанцев свидетельствуют о том, что удача на стороне оппозиции», – отмечает Чарльз Листер, приглашенный научный сотрудник Брукингского центра в Дохе. «Хотя пока, похоже, еще далеко до реального крушения режима Асада, внутри Сирии и за ее пределами произошли некоторые существенные перемены, из-за которых сейчас меняется расклад сил», –пишет Листер в одной из своих аналитических работ.

Эксперт уточняет: «Сейчас мы переживаем период критической важности. Давно нависающая над нами опасность со стороны “Аль-Кайды” и неотвратимая реальность продвижения «ИГ» в южную Сирию представляют серьезные угрозы для баланса сил между боевиками, которых интересует только Сирия, и теми, чьи амбиции простираются гораздо дальше».

Наступательная операция в Идлибе началась в момент обострения тактических разногласий между армией Асада и преимущественно шиитскими ополчениями Национальных сил обороны. Сирийское правительство подвергается наступлению удвоенной силы на юге, а Турция и Саудовская Аравия на прошлой неделе объявили о заключении пакта, который положит конец их разногласиям по поводу того, какие из формирований нужно поддерживать, отмечают аналитики.

Командиры повстанцев настаивают, что их успехи на севере могли бы быть гораздо больше, если бы Соединенные Штаты ввели бесполетную зону над северной Сирией, о чем попросил администрацию Обамы лидер поддерживаемого Западом оппозиционного альянса Сирийская национальная коалиция Халед аль-Ходжа в ходе переговоров в США на прошлой неделе.

Однако, как рассказал «Голосу Америки» высокопоставленный анонимный источник в Госдепартаменте, «никаких бесполетных зон быть не может».

Одним из существенных аргументов против обеспечения бесполетной зоны силами США является то, что администрация Обамы опасается быть втянутой в военный конфликт. А появление нового альянса и его недавние победы, несмотря на связанные с этим военные возможности, заставляет администрацию быть еще осторожнее.

По крайней мере, два повстанческих формирования, поддерживаемые Соединенными Штатами, сотрудничают с новым альянсом, хотя и не входят в официальную структуру командования и управления. По словам их командиров, власти США не просили их избегать сотрудничества с новым альянсом, как это произошло ранее в этом году с другими умеренными формированиями, которые были сочтены слишком близкими к исламистским бригадам в Алеппо и Идлибе.

Однако администрация Обамы по-прежнему сильно сомневается, что сможет сотрудничать с «Джаиш аль-Фатех», отмечает наш источник в Госдепартаменте. «Фронт ан-Нусра» входит в список организаций, признанных террористическими, и американское законодательство запрещает нам сотрудничать с этой группировкой». Также он добавляет: «Кроме того, другие группировки в составе «Джаиш аль-Фатех», например Ахрар-аш-Шам, могут и не считаться террористическими, они скорее в серой зоне, но серое все-таки близко к черному».

По его словам, власти США не поддерживают прямых контактов с лидерами нового военного альянса, но контактируют с ними косвенно через Сирийскую национальную коалицию. «Мы сейчас находимся на стадии сбора данных», – поясняет он. Командиры повстанцев выражают недовольство позицией США. «Соединенные Штаты должны ввести бесполетную зону, хотя бы ради того, чтобы помочь мирным жителям, которых бомбит Асад»,– считает Абу Джасим, командир Первого полка – полуавтономного формирования в составе базирующейся в Алеппо группировки «Лива аль-Таухид».

На прошлой неделе представители Пентагона рассказали журналистам в Вашингтоне, что первые 400 добровольцев прошли проверки для вступления в поддерживаемое Соединенными Штатами формирование по борьбе с «Исламским государством». Еще более 3000 человек изъявили желание принять участие в деятельности по подготовке и экипировке бойцов и сейчас проходят проверки. США и Турция по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, какую роль должно будет играть это формирование, когда будет создано. Турецкие власти открыто заявляют, что хотят, чтобы оно участвовало в борьбе против правительства Асада, как и против «Исламского государства».

Американские законодатели выражают беспокойство по поводу того, как США будут обеспечивать прикрытие этих сил с воздуха, когда они войдут на территорию Сирии. По словам высокопоставленного представителя администрации, есть вероятность, что будет создан коридор безопасности для вхождения сил в Сирию, и американские военные самолеты будут защищать их от атак со стороны Асада. Источник пожелал остаться анонимным, поскольку у него нет разрешения на обсуждение этого вопроса с прессой.

Введению в действие программы подготовки и экипировки отнюдь не способствует появление нового военного альянса в Идлибе. По словам командиров повстанцев, бойцы, которые могли бы стать добровольцами, теперь более склонны к вступлению в коалицию, одерживающую одну победу за другой. Кроме того, они бы предпочли сосредоточиться на борьбе с Асадом. Власти США признают, что запуск программы оказался нелегкой задачей. Пока большинство добровольцев – это жители восточной Сирии, захваченной в прошлом году «Исламским государством».