Госдепартамент запросил 4 миллиарда долларов из федерального бюджета на 2025 финансовый год для обеспечения конкуренции с Китаем.
Как заявил официальный представитель ведомства Мэтью Миллер, 2 миллиарда долларов будут направлены на создание нового международного инфраструктурного фонда, который будет «конкурировать с Китаем, обеспечивая надежную альтернативу вариантам КНР, а также расширяя рынки и возможности для американского бизнеса». Этот фонд будет поддерживать преобразующие, качественные и устойчивые проекты жесткой инфраструктуры.
Дополнительные 2 миллиарда долларов будут предназначаться для осуществления «судьбоносных инвестиций в Индо-Тихоокеанском регионе с целью укрепления экономики партнеров, повышения эффективности управления и верховенства закона, расширения коммуникаций между странами-партнерами и поддержки их усилий, в том числе через многосторонние форумы, для повышения устойчивости партнеров и противодействия хищническим действиям».
Миллер также отметил, что вторым ключевым приоритетом в этом запросе является «обеспечение того, чтобы война в Украине для России оставалась стратегическим провалом».
«Мы запрашиваем 482 миллиона, которые позволят оказать решающую поддержку Украине в ее отважной защите своего народа и независимости от России, – подчеркнул Миллер. – Наш запрос также предоставляет ресурсы, необходимые для обеспечения экономического развития и оказания гуманитарной помощи храбрым и стойким гражданам Украины».
Госдепартамент запросил еще 4 миллиарда долларов в виде дискреционного финансирования для оказания иностранной помощи и расширения дипломатического влияния в регионе.
Усилия США по финансированию инфраструктуры в развивающихся странах уже затмеваются масштабной китайской инициативой «Пояс и путь» – 10-летним проектом по созданию инфраструктуры и энергетических сетей, соединяющих Азию, Африку и Европу по сухопутным и морским маршрутам.
Согласно докладу американских исследователей, опубликованному в ноябре прошлого года, с 2000 по 2021 год китайские финансовые учреждения предоставили развивающимся странам 1,34 триллиона долларов.
По словам заместителя госсекретаря по вопросам управления и ресурсов Рича Вермы, запрос на 2025 финансовый год позволит США «продолжать инвестировать в основы нашей экономической мощи у себя дома, объединяться с партнерами-единомышленниками для укрепления наших общих интересов и решения создаваемых КНР проблем, а также использовать эти активы для конкуренции с КНР и защиты наших интересов».
Верма заявил, что инфраструктурный фонд будет поддерживать «преобразующие, качественные и устойчивые проекты жесткой инфраструктуры».
На саммите G20 в прошлом году в Индии американские официальные лица заявили, что президент Джо Байден и премьер-министр Индии Нарендра Моди совместно приняли группу лидеров G20 для ускорения инвестиций в высококачественные инфраструктурные проекты и развитие экономических коридоров в рамках Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям (PGI).
В 2022 году лидеры «семерки» пообещали в течение пяти лет привлечь 600 миллиардов долларов в виде частных и государственных средств для финансирования необходимой инфраструктуры в развивающихся странах и противодействия проекту «Пояс и путь».
Зарубежное финансирование позволило Пекину завоевать друзей в развивающемся мире, однако в то же время вызвало критику со стороны Запада и даже некоторых стран-получателей, в том числе Шри-Ланки и Замбии. Эти страны считают, что финансируемые Китаем инфраструктурные проекты обременяют их долгами, которые они не в состоянии погасить.