Американо-российские маневры: от арктических широт до тропиков

Подводная лодка ВМФ России (архивное фото)

ВМС США и России проводят совместные военно-морские учения «Северный орел», и «раздельные» – в Мексиканском заливе
Экипажи российского противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», американского эсминца управляемого ракетного оружия класса «Орли Берк» и норвежского фрегата береговой охраны «Нордкап» встретятся 18 августа в порту Буде в Норвежском море для участия в военно-морских учениях.

Маневры в арктических широтах «Северный орел» проводятся в четвертый раз. Целью учений является отработка взаимодействия с флотами США, России и Норвегии по вопросам противодействия терроризму, пиратству, а также осуществлению спасательных операций.

Представитель российского Северного флота Вадим Серга сообщил, что для отработки взаимодействия между кораблями определены четыре района в акваториях Норвежского и Баренцева морей. Серга добавил, что в период с 21 по 25 августа стороны примут участие в совместных тренировках по противовоздушной обороне, отражению атак малоразмерных быстроходных целей, оказанию помощи терпящему бедствие судну, спасению человека на воде, совместному маневрированию днем и в ночных условиях, а также по организации связи между кораблями.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к военным экспертам с просьбой дать оценки перспективам американо-российского военно-морского сотрудничества в современных условиях.

Учения

Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады, ранее работавший руководителем Информационно-аналитического центра Министерства обороны России:

«Вопросы, которые рассматриваются на учениях, относятся к числу актуальных. Проблемы войн между государствами, тем более развитыми, и столкновение флотов разных стран, уже являются вчерашним днем, – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Павел Золотарев. – Применительно к военно-морским силам в настоящее время актуальны вопросы противодействия терроризму и вооруженным бандформированиям. На море в первую очередь – это пиратство».

Однако в основном морские флота создавались не для тех целей, которые поставлены перед участниками учений в Норвежском море, считает Золотарев.

«Это тот потенциал, который есть у государств. И важно его умело использовать, несмотря на избыточность для реагирования на современные угрозы. Объединяя угрозы разных стран по нейтрализации угроз можно многого добиться на пути к международной безопасности», – сказал эксперт.

По словам Золотарева, пиратство – не единственная проблема на море.
«Гибель подводных лодок мы видели в истории американского, советского и уже российского флота. Как показала операция по спасению «Курска», если бы усилия стран были объединены, то она была бы более успешной. Эти учения нацелены на реальные угрозы», – резюмировал эксперт.

Независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что ничего «сверхъестественного» в учениях между США, Россией и Норвегией нет.
«Будут участвовать и хорошо», – коротко ответил эксперт.

Российская «Акула» в Мексиканском заливе

В четверг продолжение получила история с российской подводной лодкой, которую якобы находилась в Мексиканском заливе. В частности, Пентагон опроверг информацию о том, что военно-морские силы США не заметили российскую подлодку у своего побережья.

Информация о российской подлодке появилась в американском онлайн-источнике The Washington Free Beacon 14 августа. Сообщалось, что российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», (по классификации НАТО – «Акула»), оснащенная крылатыми ракетами большой дальности, долгое время курсировала незамеченной в водах Мексиканского залива у побережья США. Отмечалось, что субмарину заметили только в тот момент, когда она уже покидала район. На следующий день представитель Пентагона Уэнди Снайдер заявила: «Я не знаю, на чем основывается эта информация, но она не соответствует действительности».

Эксперты в Москве считают, что российская подводная лодка действительно могла быть в водах Мексиканского залива. Павел Фельгенгауэр называет этот случай интересным, отмечая, что американское военное ведомство так и не опровергло информацию о российской подлодке.

«Пентагон не опровергал того, что там лодка была. Скорее всего, они опровергли то, что они ее не заметили, – сказал эксперт. – Могу сказать, что российские лодки проекта 971 ходят в Атлантику, но в Мексиканском заливе ей делать особо нечего. Так близко подходить к американскому побережью, во всяком случае, для пуска ракет, этой лодке не стоит».

Фельгенгауэр отметил, что американская сторона не стала комментировать, была ли замечена российская подлодка.

«Это значит раскрыть технические характеристики своих систем обнаружения. Иногда лучше притвориться, что не видели, чтобы ввести в заблуждение российскую сторону. Насколько эффективно американский флот отслеживает перемещения, эту информацию установить невозможно. России же проще признать, что наша лодку туда ходила, чем американцам признать, что они ее видели», – считает эксперт.

Павел Золотарев считает, что российский флот, как и американский, ничего в подобных случаях не нарушает.

«Право на свободное плавание имеет американский флот, и он этим активно пользуется. Такие же права есть у российского флота. Флот США и России, конечно же, отрабатывают приемы скрытого патрулирования, – рассказал эксперт. – Имело ли место пребывание российской подлодки в американских водах, сказать не могу. Однако американские системы обнаружения на данный момент самые сильные в мире. Если российская подлодка была в американских водах и ее не обнаружили, честь и хвала российским морякам».