США призывают Грузию подтвердить приверженность независимому и беспристрастному суду

Ведант Патель.

В Тбилиси обсуждают решение Госдепа о визовых ограничениях для грузинских судей, причастных к коррупции

Госдепартамент США убежден в достоверности информации, на основании которой были введены визовые ограничения для грузинских судей. Так ответили в Вашингтоне на претензии грузинских властей в связи с беспрецедентным решением Соединенных Штатов о санкционировании четырёх грузинских судей.

«У нас есть заслуживающая доверия информация, что эти лица были причастны к серьезной коррупции, касающейся их текущих и прошлых судейских должностей. Данная коррупционная деятельность подрывает верховенство закона в Грузии. Она подрывает демократические процессы в Грузии», – заявил 6 апреля руководитель пресс-службы Госдепартамента Ведант Патель.

Примечательно, что в ответ на демарш американской стороны глава МИДа Грузии Илья Дарчиашвили направил 6 апреля письмо на имя Госсекретаря Энтони Блинкена, в котором выразил надежду, что США либо предоставят доказательства виновности упомянутых судей, либо пересмотрят своё решение.

При этом Посол США в Грузии Келли Дегнан выступила на нескольких грузинских телеканалах с разъяснением по поводу введенных визовых ограничений для судей и членов их семей. Она подчеркнула, что когда у американской стороны есть «достаточно доказательств» того, что конкретное лицо вовлечено в коррупционную деятельность, законодательство США обязует американские власти отреагировать.

«Введенные визовые санкции запрещают конкретному лицу въезд в США. Решение принимается на основании публично доступной информации и обвинения были известны в течение лет. Когда есть достаточно информации, американский закон обязует нас принять меры», – заявила Дегнан.

Тем не менее, грузинские власти продолжают говорить о необходимости предоставления Соединенными Штатами конкретных доказательств, подтверждающих факты коррупции в грузинской судебной системе. Как заявил 7 апреля Генеральный секретарь партии «Грузинская мечта», мэр Тбилиси Каха Каладзе, в противном случае введение Госдепом визовых ограничений для четырех грузинских судей и членов их семей «будут восприняты в качестве давления на независимый суд суверенного государства», что, по его словам, негативно скажется на отношениях двух стран.

Одновременно грузинская оппозиция, которая приветствовала решение Госдепа, называет реакцию «Грузинской мечты» «несерьезной» и советует руководству страны воспринять случившееся в качестве предупреждения и прекратить действия, подрывающие развитие грузинской демократии. При этом оппоненты властей считают неприемлемым то, что попавшие под санкции лица продолжают оставаться на своих должностях в суде.

«Нет сомнений насчет того, что если власти обратятся к США с просьбой предоставить соответствующие доказательства, такая возможность появится, но для этого необходимо чтобы "Грузинская мечта" продемонстрировала желание сотрудничать по этому вопросу, а не делать заявления в форме шантажа», – заявили в партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение».

Примечательно, что все лица, против которых Госдеп 5 апреля ввел визовые ограничения, работали судьями также и при президентстве Михаила Саакашвили.

В оппозиционной «Лело» считают требования «Грузинской мечты» о предоставлении доказательств неискренними, так как по мнению депутата от этой партии Анны Нацвлишвили, у грузинских властей «в десять раз больше информации, чем у США, по каким преступным схемам управляется грузинский суд». По словам Нацвлишвили, в «Грузинской мечте» оставляют без реагирования сведения о так называемом «судебном клане», о существовании которого в течение лет заявляют грузинские НПО и СМИ.

«Речь о четырёх лицах, которые стоят во главе системы, но клановое правление ими не ограничивается. Соответственно, в случае желания со стороны правящих кругов адекватно отреагировать на все это, необходимо создать парламентскую комиссию, которая расследует деятельность остальных фигурантов этой схемы», – заявила оппозиционерка.

В то же время в правящей партии пока не определились с решением насчет создания комиссии по расследованию предполагаемых коррупционных схем в грузинских судах: часть депутатов «Грузинской мечты» заявила, что поддерживают данную инициативу, хотя некоторые парламентарии от партии власти сказали, что считают создание такой комиссии нецелесообразной.

Нино Ломджария, в прошлом Омбудсмен Грузии, полагает, что Госдеп принял решение о введении визовых ограничений для судей после того, как Соединенные Штаты «убедились в том, что люди в Грузии готовы физически защищать демократические ценности и евроатлантический выбор страны». По ее словам, это было продемонстрировано во время масштабных акций протеста в начале марта против принятия парламентом “закона об иноагентах”.

«Для меня это решение Госдепа является однозначным посылом о том, что в США удостоверились в желании граждан Грузии бороться за свободу, за справедливый суд, за строительство демократического общества; соответственно, введение ограничений является с их стороны посланием о поддержке грузинского народа в этой борьбе», – считает Ломджария.

Примечательно, что Посол США в Грузии Келли Дегнан напомнила 7 апреля, что одно из условий ЕС для присуждения Грузии статуса страны-кандидата по членству в Евросоюзе касается судебной реформы. По словам Дегнан, решение Госдепа предоставляет грузинскому правительству возможность продемонстрировать свою приверженность борьбе против коррупции и созданию беспристрастного и независимого суда, в результате чего в ЕС больше не останется вопросов касательно верховенства закона в стране.

Напомним, что в июне 2022 года ЕС не предоставил Грузии статус страны-кандидата по членству в ЕС, в отличие от Украины и Молдовы, и потребовал от Тбилиси исполнить двенадцать необходимых для этого условий. Ожидается, что по мере прогресса, достигнутого в проведении реформ в указанных областях, ЕС в декабре примет окончательное решение по кандидатскому статусу Грузии.

Примечательно, что по результатам последнего исследования, проведенного в Грузии в декабре 2022 года американской неправительственной организацией – Национально-демократическим институтом (NDI), число сторонников вступления Грузии в ЕС составило 81%, а число сторонников интеграции страны в НАТО – 73%.