Эксперты в США – о репрессиях против оппозиции в России

Признание связанных с Навальным организаций экстремистскими – «не финальная точка, а только начало», считают американские аналитики

Решение Мосгорсуда о признании организаций, связанных с Алексеем Навальным, «экстремистскими» – это продолжение репрессий, начатых Кремлем против российской оппозиции. Такую позицию выразил сотрудник CSIS – Центра стратегических и международных исследований – Сайрус Ньюлин (Cyrus Newlin) в интервью «Голосу Америки».

«Мы видели репрессии, которые в основном разворачивались в двух направлениях. Во-первых, это жесткие индивидуальные меры против оппозиционеров - Навального, Дмитрия Гудкова, адвоката Навального Ивана Павлова. Совершались и действия, направленные против журналистов, в том числе задержания на акциях протеста. И, конечно, принимались усилия на законодательном уровне с целью поставить оппозицию вне закона, навесив на нее ярлык “экстремисты”», – сказал Ньюлин.

Он также отметил, что, совершая подобные действия, Путин чувствует себя очень уверенно, среди прочего – и ввиду изменений в российской Конституции, которые позволили ему «обнулить» свои президентские сроки. Путинтакже пользуется недавним ухудшением отношений с США и Европой: любые репрессии против оппозиции внутри страны вряд ли могут испортить их еще больше.

Your browser doesn’t support HTML5

«Не финальная точка, а только начало»

В то же время, профессор Ратгерского университета Сергей Ерофеев считает, что последняя атака на ФБК – это вполне ожидаемый шаг Кремля. По его словам, аналитики уже на протяжении длительного времени обсуждали потенциальный сценарий запрета на политическую деятельность в России:

«Был только вопрос, каким образом это будет оформлено. Я лично предполагал, что с этого и начнут. То, чтосовсем недавно происходило со “Свидетелями Иеговы”, было репетицией. Так власти проверяли правовой механизм, а также смотрели на реакцию общества. И тогда уже было понятно, что именно так поступят и с ФБК».

При этом Ерофеев отмечает, что нынешнее тяжелое положение, в котором оказался Фонд борьбы с коррупцией, вовсе не значит, что их дело прекратило существовать. Структурные изменения в обществе не отменить решением суда.

«ФБК – это не только организация, это – люди, а еще больше, чем люди, это – идеи», – подчеркнул эксперт.