Карибский кризис: 50 лет спустя

Никита Хрущев и Джон Кеннеди

Аналитики считают, что американские и советские лидеры допустили много ошибок, однако помогли сделать нынешний мир более безопасным
В эти дни исполняется ровно 50 лет с момента начала Карибского кризиса – самой серьезной конфронтации двух ядерных супердержав – США и СССР, когда человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. До нажатия «красной кнопки» в Москве и в Вашингтоне оставались считанные дни, а возможно и часы, когда два лидера – Джон Кеннеди и Никита Хрущев – пошли на взаимные уступки и предотвратили ядерную катастрофу.

Однако стал ли мир более безопасным 50 лет спустя после Карибского кризиса? Какова роль рационально мыслящих лидеров в разрешении конфликтов, подобных противостоянию США и СССР 1962 года? И какие уроки вынесло человечество из Карибского кризиса?

На эти и другие вопросы ответили американские эксперты, собравшиеся в понедельник 15 октября в вашингтонском Центре Вудро Вильсона. Открывая дискуссию, профессор Гарвардского университета Грэм Эллисон, прочитавший тысячи страниц рассекреченных документов начала 1960-х годов, заявил, что по информации Джона Кеннеди, озвученной им в приватной беседе со своим братом Робертом Кеннеди, вероятность ядерной войны с СССР в октябре 1962 года варьировалась от 33 до 50 процентов.

Согласно различным подсчетам, продолжил Эллисон, шансы ядерного Армагеддона сегодня оцениваются аналитиками как один на миллион. Вероятность ядерного терроризма, по словам профессора, в 2012 году составляет около 5%.

«Какой вывод из этого всего мы можем сделать? Вместо того, чтобы всецело отдаваться распространенному сегодня суждению о том, что мы живем в наихудшее время, я бы вспомнил 1962 и 1991 годы (год распада СССР, когда западные аналитики предсказывали катастрофу, связанную с утратой российскими властями контроля над ядерным арсеналом – И.Т.). Мы должны помнить, как воображение вместе со стратегией и везением помогли нам добиться результатов, которые, на мой взгляд, обеспечивают то, что мы живем в менее опасном и менее пугающем мире, чем мир образца 1962-го или 1991 года», – заметил Эллисон.

Между тем другой участник открытой дискуссии – старший сотрудник фонда «Новая Америка» Тимоти Нафтали, – рассуждая с корреспондентом «Голоса Америки» о роли личности в Карибском кризисе и моральности действий американского и советского руководства, отметил, что вопрос моральности действий тогдашних руководителей нужно рассматривать в контексте того, имели ли право американцы использовать силу или нет.

http://www.youtube.com/embed/K6ub-yrjYcc

«Однако причина, по которой Кеннеди отреагировал так жестко, – пояснил эксперт, – крылась в том, что советское руководство обмануло его. Кубинцы предложили СССР заявить во всеуслышание о военном сотрудничестве, однако Советский Союз решил этого не делать. Почему? Потому что тогдашнее Политбюро смирилось с мыслью о том, что СССР в стратегическом плане был слабее США. И они всячески пытались это скрыть, замаскировать».

«У Кеннеди была другая проблема, – продолжил Тимоти Нафтали. – Ранее он пообещал американскому народу, что не позволит СССР разместить ракеты на Кубе. У него просто не было иного выхода, как отреагировать таким образом. Вот как раз-таки в этом контексте можно задать вопрос о моральности его поступков. Кеннеди рассуждал: "А имею ли я право начать войну в данной ситуации?". И его брат Бобби, а также другие советники заявили, что он не может без предупреждения начать войну. Американцы не ведут себя таким образом. Мы будем выглядеть, как японцы накануне бомбардировки Перл-Харбора».

Тем временем автор нашумевшей книги о Карибском кризисе «Одна минута до полуночи» Майкл Доббс считает, что в американо-советском противостоянии начала 1960-х нет ни победителей, ни проигравших.

http://www.youtube.com/embed/wdEDRQECQgw

«Поставив мир на грань ядерной войны, оба лидера затем переосмыслили ситуацию в течение 13 дней и исправили положение. Мы не должны прощать их за это – они допустили много ошибок. Однако в момент, когда мир был на грани уничтожения, они смогли этого не допустить», – сказал Доббс.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовался у Майкл Доббса, можно ли говорить, что в этом противостоянии кто-то оказался победителем.

«Вчера я был на мероприятии с участием Сергея Хрущева – сына Никиты Хрущева, – рассказал он. – Сергей сегодня – гражданин США и России. И на этот вопрос он ответил: все победили, подразумевая человечество, поскольку мы пережили этот кризис без ядерной войны. Кто-то может сказать, что США вышли из этого противостояния победителями, поскольку Хрущев вывез советские ракеты с Кубы, однако, с другой стороны, мы дали обещание не нападать на Кубу».

«И еще один момент, посмотрите, кто выиграл больше всего: Кеннеди был убит, Хрущев был свергнут. Единственный, кто до сих пор правит – это Фидель Кастро. История, в конечном счете, преподносит нам интересные сюрпризы», – резюмировал Доббс.