ЕС ослабит санкции в отношении Ирана

Санкции будут ослаблены, как только МАГАТЭ убедится, что Тегеран сократил масштабы работ в рамках ядерной программы
В понедельник правительства стран-членов Европейского союза приняли решение приостановить действие некоторых санкций в отношении Ирана, как только организация ООН по контролю над использованием атомной энергии убедится в том, что Тегеран сократил масштабы работ в рамках своей ядерной программы в соответствии с заключенным в прошлом месяце соглашением.

В результате переговоров между шестью мировыми державами и Ираном не было установлено никаких конкретных дат, а переговоры о выполнении соглашения натолкнулись на определенные проблемы на прошлой неделе, когда Соединенные Штаты решили ввести дополнительные санкции в отношении исламской республики.

В соответствии с заключенным соглашением, Иран должен приостановить работу в рамках тех компонентов своей ядерной программы, которые вызывают обеспокоенность у западных стран, а правительства европейских стран и США ослабляют некоторые экономические санкции в качестве первого шага на пути окончательного урегулирования этого спора, продолжающегося уже целое десятилетие.

Сроки и последовательность отмены санкций и шагов, которые должны быть предприняты Ираном в рамках ядерной программы, были предметом переговоров между Ираном и шестью державами – Соединенными Штатами, Россией, Китаем, Францией, Великобританией и США – о реализации заключенного между ними предварительного соглашения.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) должно убедиться в том, что Иран действительно выполняет условия соглашения. В заявлении министров иностранных дел стран-членов ЕС отмечается, что Иран должен добросовестно выполнить свои обязательства, предусмотренные соглашением.

«Со своей стороны Совет намерен… приостановить действие тех санкций ЕС, которые упомянуты в (соглашении), сразу же после того, как МАГАТЭ удостоверится в том, что Иран принял согласованные меры в рамках своей ядерной программы», – отмечается в заявлении.

Западные страны ввели санкции против Ирана в связи с подозрениями в том, что эта страна втайне работает над созданием ядерного оружия. Тегеран утверждает, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели.

В понедельник заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи прибыл в Брюссель, чтобы встретиться там с представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, которая осуществляет общее руководство взаимодействием между шестью странами и Ираном, а также с другими официальными лицами, с тем чтобы обсудить вопросы, касающиеся выполнение соглашения по ядерной программе.

Как заявила Эштон перед совещанием министров иностранных дел стран-членов ЕС, она рассчитывает на то, что уже в ближайшее время состоится встреча между экспертами из Ирана и шести стран, и будут возобновлены переговоры о практических шагах, предусмотренных соглашением.

Однако министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг предостерег, что обсуждение этих вопросов может занять некоторое время.

«Хотя мы заключили предварительное соглашение, еще предстоит согласовать детали его реализации, и в связи с этим может возникнуть множество трудностей, поэтому не следует удивляться тому, что эти переговоры будут довольно непростыми», – заявил он, отвечая на вопросы репортеров.

Хейг также отметил, что правительства западных стран не должны ослаблять экономическое давление на Иран, поскольку он считает, что именно это давление заставило Иран сесть за стол переговоров и создало условия для заключения соглашения в прошлом месяце.

«Нам необходимо внимательно относиться к санкциям, и те санкции, действие которых мы не приостанавливаем, должны быть сохранены, с тем чтобы Иран был заинтересован в заключении окончательного соглашения», – отметил Хейг.

Возможности для урегулирования ситуации дипломатическим путем существенно расширились в июне этого года, после того как президентом Ирана был избран Хасан Роухани, пообещавший приложить усилия к тому, чтобы Иран стал менее изолированным и добиться ослабления санкций. Однако после многих лет взаимного недоверия сторонам вряд ли удастся быстро найти общий язык.