Власти Украины так и не могут добиться открытия гуманитарных коридоров

По данным экспертов ООН, появляется все больше свидетельств о неизбирательных обстрелах и массовых казнях, осуществлявшихся российскими военными в Украине

Высокопоставленный представитель украинского правительства заявил, что в пятницу в Украине по-прежнему не будут открыты гуманитарные коридоры для эвакуации гражданских лиц, поскольку, по словам вице-премьера Украины, из-за действий России нельзя обеспечить их безопасность.

В своем телеграм-канале вице-премьер Ирина Верещук призвала людей, ожидающих эвакуации из зон боевых действий, «набраться терпения» и «держаться».

Ирина Верещук

Верещук сказала, что российские войска предложили открыть коридор для капитулирующих военных, но не для примерно тысячи мирных жителей, укрывающихся на сталелитейном заводе «Азовсталь», который является последним украинским оплотом в осажденном Мариуполе.

В пятницу российские медиа сообщили о заявлении минобороны России о том, что Москва готова в любой момент ввести «режим тишины» как для военнослужащих, так и для мирных жителей, находящихся на территории «Азовстали». Однако, украинские войска должны поднять белые флаги в определенных районах вокруг завода, прежде чем можно будет начать эвакуацию, заявили в министерстве.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) заявило в пятницу, что появляется все больше свидетельств военных преступлений, совершаемых российскими военнослужащими в Украине, включая неизбирательные обстрелы и массовые казни. Украинские военные, по-видимому, также применяли оружие неизбирательного действия.

«Российские вооруженные силы беспорядочно обстреливают и бомбят населенные пункты, убивая мирных жителей и разрушая больницы, школы и другую гражданскую инфраструктуру; эти действия могут быть приравнены к военным преступлениям», — заявили в офисе Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет.

Наблюдатели ООН, следящие за соблюдением прав человека в Украине, также зафиксировали то, что, по всей видимости, является применением украинскими военными оружия неизбирательного действия на востоке страны, что привело к жертвам среди гражданского населения, говорится в заявлении УВКПЧ ООН.

Россия, которая изначально объясняла свое вторжение как «специальную военную операцию» по разоружению и «денацификации» Украины, отрицает нападения на мирных жителей или совершение каких-либо военных преступлений.

УВКПЧ ООН заявляет, что с начала войны, с 24 февраля по 20 апреля, наблюдатели в Украине подтвердили 5 264 жертвы среди гражданского населения: 2 345 убитых и 2 919 раненых.

Из них 92,3% были зарегистрированы на территории, подконтрольной правительству, а 7,7% — в Донецкой и Луганской областях, контролируемых российскими вооруженными силами и связанными с ними сепаратистскими группировками, добавили в УВКПЧ ООН.

«Мы знаем, что реальные цифры будут намного выше, поскольку становится известно об ужасах, происходящих в районах ожесточенных боев, таких как Мариуполь», — сказала Бачелет.

«Выявляются также масштабы массовых казней мирных жителей в районах, ранее оккупированных российскими войсками. Необходимо обеспечить сохранность улик и достойное обращение с останками, а также оказание психологической и иной помощи жертвам и их родственникам», — добавила она.

Во время посещения Бучи 9 апреля сотрудники УВКПЧ ООН задокументировали незаконные убийства, включая массовую казнь примерно 50 гражданских лиц, говорится в сообщении.

Миссия ООН получила более 300 заявлений о расправах над мирными жителями в Киевской, Черниговской, Харьковской и Сумской областях, находящихся под контролем российских вооруженных сил в конце февраля и начале марта, добавили в УВКПЧ.

Наблюдатели изучают заявления о сексуальном насилии со стороны российских военнослужащих и о том, что обе стороны неправомерно задерживают мирных жителей, говорится в сообщении.

Однако на вопрос об обвинениях в геноциде, в том числе прозвучавших со стороны президента Джо Байдена, пресс-секретарь Равина Шамдасани ответила, что УВКПЧ не нашло информации, подтверждающей эти обвинения.

«Многие из этих юридических квалификаций — преступления против человечности и геноцид — в конце концов должны быть определены судом, но... у нас нет задокументированных событий, которые могли бы быть приравнены к [геноциду]», — сказала она, выступая на онлайн-брифинге в Женеве.