В 2024 году полномасштабная агрессия России против Украины продолжала оставаться одной из главных тем мировых медиа. Не оправдались надежды тех, кто полагал, что минувший год принесет ощутимое преимущество одной из сторон. Разочарованы были те, кто ожидал быстрого падения Киева и достижения объявленных Владимиром Путиным целей «Специальной военной операции» российской армии. Огорчены были те, кто наделся на освобождение силами ВСУ всех оккупированных территорий на востоке и юге Украины.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с украинскими экспертами и узнала, как он оценивают главные итоги минувшего года для своей страны.
«Только в конце года Запад снял ограничения на использования дальнобойных ракет»
Украинский политолог, кандидат политических наук Олеся Яхно самым важным для событием в минувшем году считает то, что страна продолжила мужественно сопротивляться российской агрессии. «Почти три года войны вынести очень тяжело. И этот status quo, когда Украина не проиграла, но и не победила, растянут во времени. Но то, что Украина сохранила свою государственность при поддержке ключевых западных союзников, можно отнести к позитивным явлениям», - сказала она в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Важным достижением эксперт называет также продолжение процесса интеграции Украины в западные межгосудартсвенные структуры.
«Украина начала процедуру движения к членству в ЕС, согласован определенный график. А если говорить о военном аспекте, то можно выделить то, что Украина начала производство собственных вооружений. И как сказал в своем новогоднем обращении Владимир Зеленский, 30% из всего того, что было использовано на поле боя, было произведено в Украине. Совместное производство, когда есть западные деньги и западные технологии, но при этом производство украинское — это дает результат», - подчеркивает Олеся Яхно.
По ее мнению, если этот процесс продолжится, то в дальнейшем Украине не нужно будет спрашивать разрешения использовать произведенное на ее территории оружие по целям в глубине государства-агрессора.
Главный негатив для Украины, по словам Олеси Яхно, заключается в том, что Запад на стратегическом уровне достаточно медленно принимает решения о помощи Украине. Хотя стало ясно, что одной остановки горячей фазы войны мало для установления справедливого мира, что политической решимости западных лидеров в части видения архитектуры безопасности в послевоенный период по-прежнему не хватает.
«Только в конце года Запад снял ограничения на использования дальнобойных ракет. Долго не принималось решение о помощи Украине в Конгрессе, и только после президентских выборов Администрация Джозефа Байдена пытается использовать те одобренные средства, которые есть», - разводит руками Яхно.
Именно такая осторожная и непоследовательная политика не позволила остановить войну и, наоборот, породила гибридные вызовы для самого Запада: «Хотя этого можно было бы избежать, если бы была большая решимость в части противостояния (с Россией) и более быстрое и одномоментное предоставление военной помощи Украине», - считает эксперт.
И в конце своего комментария Олеся Яхно отметила еще один положительный для Украины фактор: «Иран, как союзник России в ее агрессивных действиях, все-таки существенно ослаблен за этот год во многом благодаря действиям Израиля, который нанес решительный урон прокси-силам Ирана - "Хезболле", да и "Хамасу". И в целом тактические авторитарные союзы весьма ослаблены».
«Мы сейчас наблюдаем, насколько истощена Россия»
Военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко подробно остановился на Саммите мира, который был созван в середине июня прошлого года по инициативе Украины.
«Я расцениваю это событие с позитивной точки зрения, поскольку Украине удалось в рамках Саммита объединить большое количество стран. Подписан общий меморандум, и это была довольно неплохая инициатива, хотя подписи поставили не все участники, что было ожидаемо. Но есть перспектива дальнейшего развития (этого процесса) с участием более широкого круга участников, которые могли бы стать посредниками в вопросах установления мира», - отметил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
В качестве примера Коваленко приводит Индию, которая во второй половине минувшего года предложила свою миротворческую инициативу. В целом, по мнению эксперта, состоявшийся в Швейцарии Саммит стал положительным явлением, привлекшим внимание мировой общественности к войне в Украине и к перспективам ее прекращения на справедливых условиях, то есть, с учетом интересов Украины. «Для нас очень важно доносить свою точку зрения до международного сообщества при реализации любых планов мира», - подчеркивает эксперт.
Был анонсирован и второй Саммит мира, но он до сих пор не был созван. По мнению Коваленко, причина проста: он был рассчитан на то, что на него приедет российская делегация. «Россию пытались привлечь к этому мероприятию как непосредственную участницу, даже пускай бы она абстрагировалась от встреч с украинской стороной. Но через подобного рода мероприятия должны были доноситься до России определенные тезисы, условия и моменты, по которым можно придти к какому-то соглашению. Но Россия ярко продемонстрировала ярое неприятие подобного рода формата, и возникает вопрос - а куда дальше продолжать?», - задается вопросом Александр Коваленко.
Собеседник «Голоса Америки» напомнил, что в основу меморандума, подписанного в ходе первого саммита, легли некоторые пункты из Мирного плана Владимира Зеленского, в частности - признание международно признанных границ по состоянию на конец 1991 года и полный обмен военнопленными. А другие пункты, по оценке Александра Коваленко, означали бы окончание войны на условиях Украины. «России такой шанс был предоставлен, но она на него не пошла. Однако 2025 год, по ряду внешнеполитических вопросов станет для России крайне неприятным и тревожным», - считает обозреватель группы «Информационное сопротивление».
В последние месяцы в политической и экспертной среде все чаще обсуждается возможность так называемого «корейского варианта», то есть - за Россией остаются захваченные ею украинские территории, а в ту часть страны, которая контролируется Киевом, направляются в большом объеме западные инвестиции, ей предоставляются международные гарантии безопасности, продолжаются переговоры о вступлении этой части в ЕС и даже не исключается ее присоединение к НАТО.
Однако, по мнению Коваленко, такой вариант абсолютно неприемлем не только для Украины, но и для международного сообщества. «США и будущему американскому президенту Трампу нужен еще один замороженный конфликт? Причем не такой конфликт, как между Северной и Южной Кореей. Здесь совсем другой формат, и, если на Западе этого кто-то не понимает, то Путин останавливаться не будет, ему нужна передышка. Путин может согласиться на временную заморозку и сымитировать перемирие, но возникает целый ряд вопросов. В изнасилованную российскую Конституцию Херсонская, Запорожская, Донецкая и Луганская области внесены, как части Российской Федерации. Но ни одна из них на сегодняшний день не захвачена полностью российскими оккупационными войсками. Даже Луганская область, которая более всего оккупирована, полностью не закрыта - Белогоровка на границе Луганской и Донецкой областей продолжает оставаться под контролем сил обороны Украины», - обращает внимание эксперт.
И добавляет, что если речь идет о варианте заморозки активной фазы войны по линии боевого соприкосновения, то эта линия проходит и через Курскую область РФ. «И что немаловажно: если будет прекращена активная фаза военных действий, то у России появится возможность накапливать потенциал. Мы сейчас наблюдаем, насколько истощена Россия, даже несмотря на то, что она пытается наступать на отдельно взятых районах, это все конвульсии. Если обратиться к статистике и посмотреть данные мониторинговых групп, то видно, что российские запасы, которые оставались еще с советских времен - танки, бронированные машины, артиллерия и так далее - практически полностью истощены. В 2024 году Россия понесла такие людские потери, которые она не несла никогда в своей истории за 30 лет, и со времен Второй мировой войны СССР никогда не нес такие потери», - аргументирует Александр Коваленко.
И резюмирует: «Если у России появится хотя бы еще год для передышки, то она сможет восстановить все, что у нее осталось по наследству на складах настолько, что через год очередное воспаление путинского “нарцистического либидо” приведет не только к возобновлению войны с новой силой и с новыми ресурсами, которые придется уничтожать с нуля, но и к его амбициям, проявляемым к странам НАТО. Я не считаю, что себя могут чувствовать в безопасности, например, страны Балтии и Польша. Есть риски даже для Финляндии. Поэтому возникает вопрос: кому пойдет на пользу перемирие, о котором сейчас говорят? Ровным счетом никому, кроме России, которая сможет восстановить свой потенциал».
«Политическое решение о том, что Украина будет членом Евросоюза, уже принято»
Доктор политических наук, эксперт аналитического центра «Объединенная Украина» Игорь Петренко оценивает помощь стран Запада Украине как «существенную, но недостаточную».
«Наши партнеры страдают от комплекса, которую я назвал бы "уходом от эскалации". И есть даже термин "управляемая эскалация". Родоначальник этого - (советник президента США по национальной безопасности с 2021 года - А.П.) Джейк Салливан. Поэтому они (американцы) оказывали и прямую бюджетную помощь, и военную, но ее никогда не было достаточно для того, чтобы реально изменить ситуацию», - заметил украинский политолог.
И пояснил: «Этой помощи было достаточно для сдерживания, чтобы Украина не проиграла, но не было достаточно для того, чтобы произошли изменения в первую очередь на поле боя».
Вместе с тем, Петренко отмечает, что не оправдались и самые худшие прогнозы относительно развития ситуации в полномасштабной войне России против Украины. «Ожидалось, что 2024 год будет печальным (для Украины), что США не дадут помощи, что европейские партнеры ее уменьшат, мы помним конец 2023 - начало 2024 года, когда обсуждалось, предоставит ли Америка помощь нам. Но начало 2025 года пока не сулит особых проблем. Потому что США выделили суммы бюджетной и военной помощи, и конец каденции Байдена ознаменовался щедрой поддержкой США. И я думаю, что это не только желание Байдена, а согласованная позиция сторон, поскольку Трамп понимает, что Россия не готова вести переговорный процесс в той системе координат, которой ее видит он сам», - считает украинский эксперт.
Что же касается европейских партнеров Киева, то, по мнению Игоря Петренко, они много сделали для повышения собственной обороноспособности. "Я не разделяю обороноспособность ЕС и Украины, поскольку политическое решение о том, что Украина будет членом Евросоюза, уже принято, хотя остается путь, который займет 5 - 6 лет для того, чтобы стать полноценным членом ЕС. Но мы уже участвуем во многих проектах оборонительного характера. У нас очень хорошая кооперация со странами Северной Европы - Данией, Норвегией, Швецией, Финляндией. Мы с ними обмениваемся опытом, и они имеют колоссальный оборонный потенциал, и по моей информации, европейцам потребуется 3 - 4 года для того, чтобы выйти на паритет с Российской Федерацией по производству необходимых вооружений в количестве. В качественном отношении преимущество на стороне наших партнеров, а вот в количестве - нет, особенно, учитывая, что Северная Корея работает на стороне России», - объясняет свою точку зрения украинский эксперт.
И продолжает, что Украину вдохновляют факты назначения Кайи Каллас и Андрюса Кубилюса на высокие посты в политических структурах ЕС, ибо они известны своей проукраинской позицией.
«Следующей целью Российской Федерации могут быть страны Балтии. Пусть даже не прямое столкновение, а провокации, заявления. Поэтому повторю - мы получили существенную помощь от наших партнеров, но, к сожалению, она пока недостаточна для того, чтобы мы могли остановить продвижение российских войск. И это остается актуальной задачей в 2025 году», - подытоживает Игорь Петренко.