Украина расколола российских ультраправых

Позицию российских националистов по вопросу Украины и Донбасса комментирует эксперт ИАЦ «Сова»

МОСКВА – У русских националистов не нашлось единой позиции по украинскому вопросу. В итоге в рядах российских ультраправых произошел новый раскол. Об этом в интервью Русской службе «Голоса Америки» рассказала эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Наталия Юдина.

В День народного единства 4 ноября в Москве пройдут две акции российских ультраправых – в одной примут участие сторонники так называемой Новороссии, в другой – противники политики Кремля по отношению к Украине.

«​Голос Америки»: Можно ли говорить о расколе в рядах российских ультраправых?

Наталья Юдина: Значительное число националистических организаций одобряют присоединение Крыма к России. Риторика таких публицистов, как Эдуарда Лимонова и Егора Просвирина из издания «Спутник и погром» сблизилась с официальной, которая транслируется федеральными телеканалами России. За так называемую «Русскую весну» также выступили оппозиционные Константин Крылов, Журавлев из партии «Родина» и другие.

Но есть и противники «Русской весны», среди которых много деятелей движения «Русские». Например, Дмитрий Демушкин и другие. Их высказывания оказались схожи с высказываниями ненавистной им либеральной оппозиции.

Г.А.: Какой была публичная активность националистов в 2014 году?

Н.Ю.: Анти-иммигрантская повестка русских националистов никуда не делась. Сейчас все это есть, но в меньшем объеме. Также идут активные про-украинские или анти-украинские митинги и акции, в которых участвуют ультраправые.

При этом нужно учитывать, что часть националистов отвлеклась от митинговой активности и отправилась воевать на Донбасс, но по разные стороны баррикад. Хотя большинство воюет на стороне сепаратистов.

Г.А.: «Сова» недавно опубликовала промежуточные итоги 2014 года, а именно статистику по количеству жертв расистского насилия. Вы сообщаете, что с начала 2014 года от расистского насилия в России погибло 19 и было ранено 93 человека. Как эти данные коррелируются с показателями прошлых лет?

Н.Ю.: До 2008 года мы фиксировали рост расистского насилия. Благодаря усилиям правоохранительных органов, которые пересажали большинство членов ультраправых группировок, рост насилия удалось сбить. В 2010-2011 году мы с удовлетворением писали о снижении уровня насилия. В 2013 году на фоне анти-иммигрантской кампании и событий в Бирюлево пострадавших было больше, чем в 2012 году, причем было больше убитых.

Сейчас итоги подводить рано. Я попыталась сравнить данные за 10 месяцев этого года с данными за 10 месяцев предыдущего, но они получаются не вполне репрезентативными, поскольку октябрь прошлого года – это события в Бирюлево. За 2013 год мы знаем о 22 погибших, а в этом году погибло уже 19. Фактически количество убитых уже почти сравнялось, а данные мы получаем с опозданием.