Украина заявила о создании десятков систем с искусственным интеллектом для своих беспилотников

Беспилотники, оснащенные ИИ, могут обходить радиоэлектронную защиту, применение которой существенно расширилось

Украина использует десятки систем вооружений с искусственным интеллектом собственного производства для своих беспилотников. Об этом сообщила высокопоставленная украинская чиновница, раскрыв новые детали гонки с Россией в сфере автоматизации.

Системы с искусственным интеллектом позволяют недорогим беспилотникам со взрывчаткой обнаруживать цели или подлетать к ним в зонах, защищенных мощными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые снижают эффективность беспилотников.

Переход к использованию ИИ, особенно для поиска целей и управления беспилотниками, стал важным новым фронтом в технологической гонке, развернувшейся после полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года.

«В настоящее время на рынке представлено несколько десятков решений от украинских производителей… Они закупаются и поступают в вооруженные силы и другие оборонные структуры», – сказала заместитель министра обороны Украины Екатерина Чернохоренко о системах искусственного интеллекта для беспилотников.

По ее словам, в настоящее время они целенаправленно используются в специальных операциях.

Операторы дрона несут беспилотник на тренировочном полигоне в Киевской области, 23 февраля 2024 года

Автоматизированные беспилотные системы пользуются большим спросом среди военных, которые ищут способы противодействия системам РЭБ на поле боя.

Системы РЭБ создают нечто вроде «защитного купола» вокруг своего местоположения, генерируя мощные помехи, которые нарушают связь между беспилотниками и их операторами, в результате чего те теряют контроль над аппаратом.

Системы, которые раньше использовались только для защиты дорогостоящей техники, теперь стали обычным элементом в окопах и на транспортных средствах. Таким образом военные стремятся защититься от беспилотников, передающих оператору видео окружающей обстановки в режиме реального времени (так называемых FPV-дронов).

В июле украинский чиновник сообщил агентству Reuters, что у большинства FPV-беспилотников процент попадания в цель снизился до 30-50%, а у операторов-новичков – до 10%, и основной причиной этого является глушение сигнала. Чиновник предположил, что для FPV-беспилотников, оснащенных искусственным интеллектом, процент поражения может достигнуть 80%.

Украина также использует беспилотники-перехватчики, чтобы сбивать огромное количество российских разведывательных дронов с камерами, которые помогают наносить артиллерийские и ракетные удары по украинским объектам за линией фронта.

Замминистра Чернохоренко заявила, что их также необходимо оснастить искусственным интеллектом для наведения на цель.

«Российские разведывательные беспилотники создают огромные проблемы на фронтах, но сейчас они достаточно эффективно сбиваются нашими перехватчиками», – сказала она.

Украинский солдат запускает польский разведывательный беспилотник FlyEye в Киевской области, 2 августа 2022 года

Дмитрий Вовчук, директор по производству украинской компании NORDA Dynamics, производящей программное обеспечение для беспилотников, рассказал Reuters, что они создали продукт, использующий «компьютерное зрение» – разновидность ИИ – для наведения беспилотников на цель.

Программное обеспечение позволяет пилоту выбрать цель с помощью камеры беспилотника, после чего аппарат совершает остальной полет к ней автономно.

Компания продала производителям беспилотников более 15 тысяч единиц ПО для автоматического наведения на цель, причем более 10 тысяч из них уже поставлены.

Цифры кажутся внушительными, но это лишь крошечная доля из 4 миллионов беспилотников, которые, по заявлениям украинских властей, страна может производить ежегодно.

Вовчук отметил, что поражение цели не всегда можно подтвердить визуально из-за наличия систем РЭБ. «Из того, что мы видели, три танка точно были уничтожены с помощью наших систем. Кроме того, было много ударов по объектам материально-технического обеспечения», – сказал он, добавив, что система также использовалась для поражения полевых штабов.

«Эта система позволила наносить удары по целям, которые раньше было нерентабельно поражать», – отметил он.