КИЕВ – В Украине фиксируют увеличение количества граждан, которые хотят вернуться в страну после того, как широкомасштабное вторжение России с севера и северо-востока страны провалилось, и ВСУ удалось остановить продвижение российских войск на других направлениях. Как сказал 12 апреля во время брифинга пресс-секретарь Государственной пограничной службы Андрей Демченко, этот показатель фиксируется на уровне 25–30 тысяч украинских граждан.
«С 24 февраля в целом [в страну] проследовало более 870 тысяч граждан Украины», – отметил Андрей Демченко.
В отличие от первых дней, когда в страну возвращались мужчины, сегодня уже можно увидеть, что возвращаются дети, женщины и люди преклонного возраста, отметил представитель Госпогранслужбы Украины.
«Они, с кем была возможность поговорить, они видят, что ситуация в западных областях более безопасная, и они не могут больше оставаться за границей и готовы возвращаться в страну», – сказал Андрей Демченко во время трансляции онлайн-брифинга.
Он отметил, что в первые дни войны возвращение граждан Украины было незначительным: «Около десяти тысяч граждан Украины за сутки пересекали границу на въезд», – подчеркнул Андрей Демченко.
Большинство из них были мужчины, сказал он. Причину возвращения украинские мужчины объясняли в прессе, по словам Андрея Демченко, желанием оказать пользу государству, чтобы победить врага.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, более 4,4 миллиона украинских беженцев покинули страну после 24 февраля, когда российский президент Владимир Путин принял решение о вторжении в Украину.
В УВКБ ООН отметили 9 апреля, что Европа не сталкивалась с подобным потоком беженцев со времен Второй мировой войны.
Напомним, что широкомасштабное российское вторжение на территорию Украины началось 24 февраля. Участники конфликта на уровне утвержденных делегаций с 28 февраля проводили переговоры для урегулирования ситуации. Первые встречи делегаций прошли на территории Беларуси.
Тенденция возвращения есть: ждут «зеленый свет»
Украинский волонтер в Чехии Виталий Тимошенко говорит о том, что с первых дней войны украинцы за рубежом самоорганизовались и начали оказывать посильную помощь беженцам.
Однако теперь, по его словам, есть запрос на помощь для тех, кто хотел бы вернуться в Украину.
«Тенденция такая есть. У каждого своя причина. Есть те, кто выехал в панике, и у них есть куда вернуться. Психологически таким здесь тяжело. Но всем, кто приезжает, мы пытаемся объяснить: Украине спокойнее пока вы здесь. Большинство из тех, с кем приходится общаться, ждут «зеленый свет», подтверждение, что можно возвращаться. Образно говоря, люди сидят на чемоданах, и как только им подтвердят, что можно возвращаться, – еще больший поток пойдет назад в Украину», – говорит Виталий Тимошенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
По его словам, помимо помощи, волонтеры в Чехии пытаются оказывать консультативные услуги, найти круг общения для беженцев. Однако украинцам, которые собираются назад, домой, он подчеркивает, пытаются проработать маршрут и поддержку.
«С момента начала войны и эвакуации люди хотели уехать и не знали как, то теперь, после эвакуации, образовалась большая сетка контактов – друзья друзей, волонтерские организации, государственные, все объединились. И когда люди возвращаются домой, мы пытаемся передавать их «из рук в руки» – дистанционно помогаем тем, кто нуждается, вернувшись в Украину», – отмечает Виталий Тимошенко.
Волонтер подчеркивает, что у него есть своеобразная памятка, которую следует проговорить с тем, кто собрался уехать в Украину.
«Если беженец решил вернуться в Украину, в девяноста процентах случаев нужно поговорить с таким человеком. Понять причину. Успокоить. Поговорить с его родственниками, так как не каждый беженец может объяснить причину. В случае, если все-таки человек уезжает, – убедиться, что ему есть на чем и есть куда ехать», – перечисляет ее пункты Виталий Тимошенко.
Помощь из-за рубежа для пострадавших в Украине
По словам Максима Жука, партнера фондов Help Ukraine и «Пострадавшие дети войны», распределением международной помощи, идущей в Украину, занимаются на местах, исходя из запросов гуманитарных штабов, волонтеров, и всех обратившихся за поддержкой.
«Если говорить о работе с гуманитарными штабами, с помощью, которую направляют из Литвы, ее не особо разделяют на для тех, кто вернулся в Украину, или для тех, кто на месте пострадал. Сегодня вся страна взбудоражена, многие переместились со своих мест. Мы по мере сил помогаем всем», – говорит Максим Жук корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он рассказывает о том, что при подборе номенклатуры товаров делается упор на потребности как тех, кто выезжал, так и тех, кто возвращается в Украину.
«Поскольку выезжали и мамы с детьми, и пожилые люди, и они также возвращаются, основной упор – на предметы гигиены, детское питание, питание, как таковое. Если месяц назад были теплые вещи, то сейчас – больше расходные материалы. Для лиц с ограниченными возможностями – также отдельно прорабатывается группа помощи, но это не “потоково”, а по заказу организаций», – отмечает волонтер.
Максим Жук также отмечает, что совместными усилиями, с начала войны в Украину удалось отправить пять больших двадцатитонных грузовиков с помощью.
«Сколько это может охватить людей? Эти данные есть в гуманитарных штабах, но в целом, на человека дают от двух до пяти килограмм помощи за раз», – подчеркивает он.
По словам Максима Жука, он и его партнеры-волонтерские организации сотрудничают с теми, кто переместился из Ирпеня и Бучи по Киевской области и в другие регионы, Мариупольским, Запорожским горсоветами, волонтерами и депутаты из разных областей.
«Также волонтеры находят адресно находят места, где находятся люди, которым нужна помощь», – поясняет он.
Польша помогает украинцам
Работник социальной службы, волонтер в Польше Анна Михайлевич отмечает, что польская власть пытается максимально сделать все, чтобы помочь украинцам, прибывающим в страну.
«Я знаю, что под Краковом выделили много домов для украинских беженцев – там очень хорошие условия. В каждом микрорайоне сделали кабинет с бесплатной психологической помощью, психолог принимает на русском, украинском или польском языках. Также есть сеансы терапии для детей. Есть много пунктов, куда люди приносят вещи и питание, но украинцы часто отказываются от такой помощи и просят отправить ее в Украину. Польское общество максимально пытается поддержать украинский народ всеми ресурсами, которые есть», – говорит Анна Михайлевич корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Она отмечает, что есть определенный процент украинцев, которые возвращаются в Украину, и они могут «без проблем» забрать с собой все то, что получили в Польше.
По ее словам, из помощи, которую оказывает польская сторона украинцам – это одноразовая выплата в размере трехсот злотых на человека, другие социальные выплаты для малоимущих и детей.
С начала российской военной агрессии из Украины выехало более 4,4 миллионов человек, более 7 миллионов - считаются внутренне перемещенными