Порошенко: Украина освободилась от политического и энергетического давления

Петр Порошенко

Эксперты оценивают эффективность преобразований в энергетическом секторе страны

КИЕВ – Украина снижает энергетическую зависимость от закупок российского газа. Об этом заявил президент Петр Порошенко в эксклюзивном интервью Первому национальному каналу, которое вышло в эфир вечером 9 марта.

«Все ожидали, что в декабре (2014 года – Т.Б.) Украина прекратит существование, потому что мы останемся без газа, без нефти, без денег, без валюты. Нам навязывали пять-восемь миллиардов кубометров газа, которые бы выбили наши золотовалютные резервы по цене 385 долларов за тысячу кубометров газа. И газ всегда был коррупционной составляющей власти. К чему мы пришли сегодня? Мы пережили зиму, мы закупили только два миллиарда (газа – Т.Б.) по цене ниже трехсот долларов. <…> И сегодня мы будем покупать газ по 245 долларов за тысячу кубометров по реверсу», – сказал Петр Порошенко в эксклюзивном интервью Первому национальному.

Президент Украины отметил, что удалось избежать «политического и энергетического давления на Украину, полностью диверсифицировав энергопоставки».

«Мы об этом говорили и мечтали 23 года! Наша команда это сделала», – подчеркнул Петр Порошенко.

В тоже время, официальный представитель российского газового монополиста «Газпром» Сергей Куприянов заявил, что Национальная Акционерная Компания «Нафтогаз Украины» отплатил еще пятнадцать миллионов долларов за поставки российского газа до середины марта 2015 года.

О причинах снижения потребления

Ряд украинских экспертов говорят о том, что снижению закупок и потреблению газа в Украине способствовали некоторые субъективные факторы: падение промышленного производства и теплая зима.

«О падении промышленного производства на 25 процентов говорил президент Петр Порошенко. Плюс – теплая зима в центральной части Украины – это одни из главных факторов, повлиявших на снижение потребления газа», – отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в комментарии Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что украинскому правительству следует эффективнее внедрять технологии энергосбережения, которые позволят в будущем по объективным, а не субъективным причинам снижать использование природного газа.

«Украина заявила, что готова перевести тепловые станции, вырабатывающие электроэнергию, на другие виды топлива, но эта программа реально заработает года через три. Отказаться от газа в режиме реального времени невозможно. С технологической точки зрения невозможно заявить “сегодня мы выключаем газ, и завтра он будет отключен”»,– подчеркивает Дмитрий Марунич.

Он считает, что на сегодняшний день в Украине действуют несколько проектов в области энергосбережения, однако экономический эффект от их внедрения незначительный, на уровне «мелкого регионального бизнеса».

«Сбербанк Украины выдал тысячу кредитов на замену газовых котлов на электрические, но эффект от этой программы нельзя называть значимым в масштабах всей страны, – подчеркивает Дмитрий Марунич. – За последние месяцы я не видел ни одного сообщения правительства, в котором бы рассказывалось о проектах, которые позволяют экономить миллионы долларов, благодаря внедрению новых энергосберегающих технологий».

Глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик отмечает, что Украина «медленными шагами идет к политике энергонезависимости и энергосбережения». Он называет «сложным» процесс реформирования отрасли тепло,- и газопроставок «Нафтогаза Украины».

«Уже прошел год, как победила Революция достоинства, в стране новая власть, но процесс реформирования газовой отрасли идет очень сложно. Не созданы условия для привлечения капитала в сектора альтернативной энергетики», – говорит Валерий Боровик Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что правительство до сих пор не внедрило общепонятную схему перехода с потребления газа на альтернативные источники энергии.

«Правительство пытается решать какие-то тактические задачи, игнорируя стратегию развития энергетической отрасли страны. Необходимо использовать программы грантов, частных инвесторов, упростить схему имплементации альтернативных локальных проектов в области их подключения к национальной электрической сети, например. Нужно содействовать развитию солнечной и ветроэнергетики. На деле же получается, что представители областных энергокомпаний, представители традиционного энергосектора, скажем так, ревностно смотрят на тех, кто претендует на часть их заработка», – говорит Валерий Боровик.

О сланцах и «газовых войнах»

Он цитирует слова одного из руководителей «Нафтогаза Украины» о том, что государственный монополист готов лишь по остаточному принципу выделять средства на развитие альтернативных источников энергии.

В тоже время Валерий Боровик считает, что один из перспективных рынков замещения традиционных источников энергии – добыча сланцевого газа – в настоящий момент находится в «полузамороженном состоянии».

«На двух участках – проекты сланцевой добычи находятся в состоянии полузаморозки. В Донецкой области Shell не развивает свою деятельность по причине вооруженного конфликта, в Ивано-Франковской и Львовской компания Chevron, я бы сказал, находится в стадии наблюдения, поскольку действия инвесторов сковывает решение правительства повысить ренту для тех, кто занят разработкой недр», – отмечает Валерий Боровик.

По мнению руководителя программ Аналитического центра «Дикси Групп» Романа Ницовича, Украина действительно снижает потребление российского газа, и намерена придерживаться стратегии замещения российского «голубого топлива» поставками из Евросоюза.

Тем не менее, Роман Ницович заметил Русской службе «Голоса Америки», что так называемые «газовые войны», которые страна переживала на протяжении многих лет, не уйдут в прошлое вместе с сокращением динамики сотрудничества с Россией в газовой отрасли.

«Нужно понимать, что украинской стороне в этих конфликтах приходилось обороняться. И пока Россия будет использовать газ в качестве оружия во внешней политике, угроза “газовых войн” остается», – отмечает Роман Ницович.