Закон о реинтеграции Донбасса – на подписи у президента Украины

Спикер Верховной Рады – Андрей Парубий

Украинские законодатели официально признали Россию страной-оккупантом и агрессором

КИЕВ – Закон о реинтеграции Донбасса (Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях) передан на подпись президенту Украины.

Об этом 8 февраля сообщает официальный веб-портал Верховной Рады Украины.

Пресс-служба украинского парламента отмечает, что этот закон 8 февраля был подписан спикером Верховной Рады – Андреем Парубием.

Напомним, что 18 января 2018 года законопроект, получивший в прессе название «О реинтеграции Донбасса», поддержали 280 народных депутатов при минимально необходимых 226 голосах однопалатного украинского парламента. В ходе рассмотрения документа народные депутаты предложили внести в него 733 поправки, из которых 501 была учтена.

В этом законодательном акте Украина признает Россию страной, которая временно оккупировала территории в Донецкой и Луганской областях. В тексте закона, который размещен на сайте парламента, отмечается, что «лица, участвующие в вооруженной агрессии Российской Федерации или привлеченные к участию в оккупационной администрации Российской Федерации, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права».

В законе утверждается, что целями государственной политики является «освобождение временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и восстановления на этих территориях конституционного строя; защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; обеспечение независимости, единства и территориальной целостности Украины».

В нем неоднократно подчеркивается, что Россия ведет вооруженную агрессию против Украины, а временная оккупация Россией украинских территорий, является незаконной и не создает для нее никаких территориальных прав.

По мнению ряда украинских экспертов, данный законопроект направлен на формирование юридического поля и не позволяет говорить о создании новых условий для выполнения Минских соглашений.

Юридическая защита без реинтеграции

Руководитель Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков считает, что этот закон, несмотря на его «громкое» и «публичное название» – «О реинтеграции Донбасса», в значительной степени направлен на юридическое понимание ситуации на востоке страны.

«Официальное название больше отображает его суть и несколько отличается от публичного. Слово «реинтеграция» в тексте закона не упоминается. Его основной целью было юридически прекратить антитеррористическую операцию, и позволить тем, кто пострадал от терактов, рассчитывать на компенсацию», – говорит Сергей Быков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По словам Сергея Быкова, несмотря на юридическую направленность этого закона, он остается в публичном обсуждении «неким яблоком раздора» в его понимании и трактовках: между украинской властью и представителями самопровозглашенных, так называемых, «республик», Украиной и внешними партнерами.

«Необходимо объяснить суть этого закона. Поскольку граждане раньше несли материальные издержки в результате террористического акта, то процессная компенсация ложилась на плечи государства. И есть уже более тысячи решений судов, когда украинским гражданам нужно было возмещать убытки, которые они понесли в результате конфликта в Донбассе, в зоне проведения антитеррористической операции. Теперь по данному закону, если будет доказано, что убытки были понесены в рамках теракта, возмещать убытки будет страна-оккупант», – подчеркивает Сергей Быков.

Сергей Быков считает, что изначально концепция проекта была направлена на ликвидацию «рисков для государства».

«Но в процессе рассмотрения закона, в него вносили различные поправки – кто-то хотел назвать Россию агрессором, кто-то территорию проведения АТО – оккупированными территориями, разные политические силы, вносили разные поправки, в результате у нас появился закон, который отвлекает от реализации Минских соглашений», – утверждает Сергей Быков.

Сергей Быков считает, что этот закон будет подписан украинским президентом.

Закон и его влияние на гуманитарную и военную ситуацию

Украинский эксперт Центра политологических исследований Олег Саакян отмечает, что данный закон закрепляет ситуацию в информационном и юридическом поле такой, как она есть на самом деле.

«При этом закон вводит ряд новых понятий: агрессия, оккупация территорий, оптимизирует время и принятие решений различными силовыми структурами, которые присутствуют на востоке Украины, процесс отражения агрессии. Уходит от формата проведения антитеррористической операции», – говорит Олег Саакян корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, по словам Олега Саакяна, этот закон несет в себе и риски, которые могут проявляться в сфере соблюдения прав человека.

«Расширение права президента в данном случае идет несколько в разрез с его полномочиями по конституции. И ожидать, что этот закон что-то кардинально изменит, не приходится: он не направлен ни против «духа» Минских соглашений, но и никоим образом не повлияет и на усиление минского процесса. Возможно, отладит в публичном поле коммуникации и закрепит декларации по вопросу деэскалации конфликта, которые будут звучать с позиции различных сторон. Военной ситуации на востоке он не меняет, в гуманитарной – тоже не влияет. В некотором роде, этот инструмент – достаточно неидеальный», – подчеркивает Олег Саакян.

Он считает, что народные депутаты внесли в этот закон столько изменений и все, что хотели, что он получился «неким коктейлем из взаимоисключающих вещей, от крайне неприемлемых до крайне необходимых» для урегулирования ситуации на востоке Украины.

Россия и Украина – показатели внешней торговли

Оборот внешней торговли между Россией и Украиной в 2017 году увеличился на 25,6 процентов по сравнению с 2016 годом и составил 12,855 миллиарда долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации.

Как сообщает агентство Прайм, экспорт из России в Украину составил 7,943 миллиарда долларов (рост на 25,2%), импорт России из Украины – 4,912 миллиарда долларов (рост на 26,2 процентов).

Доля Украины в общем обороте внешней торговли России за 2017 год не изменилась – 2,2 процентов.