Свидетель разгона Евромайдана: «Они просто нас били!»

Избиение людей и разгон мирных акций в Киеве не подавили протесты. Митинги продолжаются
КИЕВ – В социальных сетях появилась информация о пропавших без вести после того, как спецподразделение милиции «Беркут» атаковало участников Евромайдана в Киеве. Об этом 30 ноября сообщает информационное агентство УНИАН, указывая шесть имен и фамилий пропавших манифестантов.

«Мы в каком-то РОВД, у подруги разбита голова, у знакомого – открытый перелом!», – пишут митингующие в социальных сетях. В настоящий момент известно, что премьер-министр Украины Николай Азаров назвал разгон демонстрантов на Майдане незалежності (Площади независимости) в Киеве провокацией и пообещал провести тщательное расследование события.

Однако эти заявления представителей украинской власти вряд ли вернут доверие тех, кто видел кадры жесткого избиения «Беркутом» украинских студентов и корреспондентов зарубежных СМИ.

В то же время, начальник Главного управления МВД Украины в городе Киеве Валерий Коряк заявил 30 ноября, что милиции не отдавался приказ действовать агрессивно в отношении митингующих на Евромайдане в Киеве.
«Я заверяю, что милиция не была настроена на проявление агрессии – она, агрессия, была спровоцирована провокаторами, которых мы сейчас устанавливаем... Те граждане, которые пострадали, они стали жертвами провокаторов, мы дадим оценку и действиям наших сотрудников, и тем, кто спровоцировал», – сказал Валерий Коряк на брифинге в столице Украины 30 ноября.

Автомобильными гудками в центре Киева сотни автомобилистов приветствовали тех, кто вышел на Михайловскую площадь в Киеве с протестами против действий власти, разогнавшей «Евромайдан». В ответ они слышали речевку: «Авто – залишай, на Майдан – вставай!» (Автомобиль оставляй, становись на площади!)

Иногда на площади кричат «Революция!» и «Украина – прежде всего!».

Михайловская площадь и Кафедральный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата около четырех часов утра 30 ноября были первым пристанищем тех, кто смог убежать от дубинок «Беркута». К 17.00 по местному времени здесь было, приблизительно, до десяти тысяч человек.

Украинские СМИ сообщают о десятках избитых милицейским спецназом. Максим – один из тех, кто спасся в эту ночь и отделался, как он говорит, серией ударов дубинкой по спине. Сегодня он главный на «кухне» нового Майдана.

«Не знаю, как этих людей называть, – несколько сотен крепких мужиков в обмундировании спецназа били всех, кто был вокруг – девочка, мальчик, ребенок, спавший человек. Они били через палатки, они били просто так, они били убегавших. Они били тех, кто споткнулся. Они просто нас били», – говорит Максим Русской службе «Голоса Америки».

Максим – не студент. Он давно окончил учебу, приехал в столицу Украины и живет тут пять лет. На Евромайдан вышел неделю назад, как и многие другие представители украинской молодежи – поддержать европейский выбор Украины.

Максим говорит, что из того, что хорошо запомнил этой ночью, – это неистовые женские крики, мольбу о помощи. Помощи, которой не было.

«Когда дежурившая в лагере медсестра бросилась на выручку одному из студентов, ударом дубинки ей сломали запястье. Потом они начали бить мальчика лет пятнадцати, он зацепился рукой за палатку – его по телу ударили ногой так, что зацепившаяся рука вывернулась неестественным образом. Мы были один на один с этим зверьем», – рассказывает Максим.

До сих пор Евромайдан в Киеве – был мирным местом протестов молодежи. Здесь танцевали, здесь шутили над президентом Виктором Януковичем, который в последний момент решил отказаться от подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. После четырех утра 30 ноября по местному времени все изменилось.

«Про Соглашение об ассоциации с Евросоюзом можно было говорить вчера. Сегодня – разговор идет о другом – ты человек или никто. Украина – демократическая страна или тоталитарная», – говорит Русской службе Роман Мищук. Он с друзьями пришел на Михайловскую площадь и принес термосы с чаем и картонный ящик с бутербродами.

Роман говорит, что делает это бесплатно, за свои средства, как и десятки других граждан, которые сегодня несут на Михайловскую площадь батоны, колбасу, консервы. Один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк уже призвал граждан к мирной бессрочной забастовке. Но как она будет проходить, на Михайловской площади никто не знает.

«Если это будет не на Майдане, тогда какое-то название будет у наших протестов?» – один из вопросов, которые задают друг другу украинцы на Михайловской площади. Сюда буквально колонами стекаются люди, многие автомобильные дороги на подступах к новому месту протеста заблокированы прохожими с символикой Евросоюза.

Неизвестно, где многие из них будут ночевать, но, по крайней мере, все протестующие могут рассчитывать на горячий чай и нехитрый ужин. Наваристый украинский борщ – хит сегодняшнего меню.

«Щи? Суп? Нет, мы – украинский Евромайдан!», — гордо отвечает девушка на вопрос о том, чем еще можно перекусить на митинге.

Примечательно, но на Михайловской площади – новом пристанище противников власти Виктора Януковича нет ни милицейских патрулей, ни заграждений, которыми буквально перегородили Майдан незалежності (Площадь независимости).
Спустя двадцать часов после инцидента на Площади независимости, лидер Украины Виктор Янукович заявил, что «глубоко возмущен теми событиями, которые произошли ночью на Майдане незалежності».
«Я осуждаю действия, которые привели к силовому противостоянию и страданию людей. Несколько дней назад я перед всей страной заявил о поддержке гражданских ненасильственных акций. Те, кто не услышали слова Конституции и президента и своими решениями и действиями спровоцировали конфликт на Майдане , – будут наказаны», – говорится в обращении Виктора Януковича к украинцам. Пресс-служба президента Украины опубликовала текст документа в 20.10 по местному времени.
На подъездах к новому месту протестов можно увидеть усиленные патрули работников Государственной автомобильной инспекции. Один из офицеров ГАИ рассказал Русской службе «Голоса Америки», что в их графике работы нет никаких специальных действий, тем не менее, его подчиненные продолжали останавливать для проверки буквально все микроавтобусы.