Донбасс: возможно ли силовое решение проблемы?

  • Виктор Васильев
Московские эксперты – о перспективах развития конфликта на востоке Украины
МОСКВА - Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил обеспокоенность продолжающимся насилием на востоке Украины, призвав власти страны действовать исключительно мирными способами. Официальный представитель ООН связал заявление Пан Ги Муна с недавними вооруженными столкновениями в аэропорту Донецка.

В результате действий украинской авиации аэропорт частично разрушен, а пытавшиеся его захватить вооруженные сепаратисты так называемой Донецкой народной республики отступили на исходные рубежи, понеся большие потери.

Пресс-секретарь Госдепартамента Джен Псаки заявила во вторник, что администрация США по-прежнему озабочена действиями «российских сепаратистов на востоке Украины» и поддерживает усилия, которые предпринимает украинское правительство по восстановлению порядка в стране.

«У них есть полное право обеспечивать спокойствие и порядок там, где они считают нужным», – сказала она. Псаки назвала «положительным шагом и позитивным подходом» намерения избранного президента Петра Порошенко начать правление с восстановления стабильности Донбасса, в том числе путем политического диалога.

Псаки добавила, что президент РФ Владимир Путин и другие представители российской власти сделали ряд заявлений по поводу деэскалации кризиса в Украине, не подкрепив слова действиями.

Насколько адекватны действия украинских военных в ходе проведения антитеррористической операции (АТО) и возможно ли силовое решение проблемы Донбасса? Мнения опрошенных Русской службой «Голоса Америки» российских экспертов разделились.

Политолог и независимый военный аналитик Александр Гольц назвал действия Киева под Донецком ошибкой. Он думает, что вне зависимости от того, насколько успешной будет военная часть АТО, желаемого результата ее организаторам это не принесет.

«Мировой опыт уже много раз доказывал, что даже хорошая регулярная армия, а не такая, как сейчас на Украине, не способна одержать полноценную победу над полувоенными формированиями, – развил свою мысль аналитик. – Потому что даже в случае победы эта армия будет обвинена в превышении необходимого использования средства, в том, что действовала с чрезмерной жестокостью именно из-за того, что использовала современные виды вооружений – такие, как вертолеты, самолеты, тяжелую артиллерию и так далее».

Как ему представляется, киевские власти на самом деле оказались в крайне сложной ситуации.

«С ней сталкивались многие страны, включая Россию, и Великобританию во время вооруженного противостояния в Малайзии в 50-х годах, – напомнил Гольц. – Но надо понимать, что одержать победу в такой войне цивилизованная нация не может, пока она остается цивилизованной».

При этом он не исключил и того, что Киеву удастся достичь коренного перелома в ходе военной операции.

«В конце концов, даже в распоряжении слабой украинской армии есть современные виды вооружений, – констатировал эксперт. – В какой-то момент людей, которые ей противостоят, особенно если они несут большие потери, может охватить паника. Но опять-таки, повторю, подобный вариант – не выход из критического положения».

В свою очередь, профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич, в прошлом секретарь политсовета партии «Либеральная Россия» предложил вначале отделить «мухи от котлет».

«Если говорить о проблеме, непосредственно связанной с юго-востоком, то в чистом виде ее военного решения, – заметил он. – Сложность заключается в том, что там налицо реальное несогласие части граждан (с позицией официального Киева), пытающихся отстоять собственные позиции. Но также существуют и люди, которые имеют к этому отношение «сбоку припеку», и бегают с автоматами».

На его взгляд парадокс ситуации в том, что «бегающих с автоматами людей» не так много – буквально несколько сотен, но и у украинских военных, хотя и располагающих более мощным оружием, сил там недостаточно.

«И тут встают две разные проблемы, – заключил Нисневич. – Против вооруженных сепаратистов, не желающих вести переговоры с украинскими властями, есть только одно средство – военное подавление. А уже с гражданами, отстаивающими собственные взгляды, конечно, надо вести диалог и находить общий язык».