Убийственное наследие Пригожина

Боевики ЧВК «Вагнер» в Бахмуте (архивное фото)

Эксперты прогнозируют в России взрывной рост преступности

В Подмосковье задержали трёх бывших наёмников частной военной структуры «Вагнер». Их подозревают в похищении людей с целью выкупа, сообщают СМИ. Они требовали с родственников похищенных 5 миллионов рублей.

В России уже никто не удивляется «подвигам» воевавших в Украине вагнеровцев на «гражданке». Вытащенные до срока из колоний, вернувшись домой с фронта, они сеют вокруг себя страх и ужас. Только с начала года ими совершено более десяти убийств, иногда групповых и с особой жесткостью, отмечает «Медуза». Так, в Карелии обвиняется в убийстве шестерых человек и поджоге двух домов в целях сокрытия преступления ранее судимый вагнеровец Игорь Софонов.

Количество иных преступлений завербованными в местах лишения свободы наемников не поддается учету. Здесь и грабежи, и изнасилования, и злостное хулиганство.

В действительности картина еще хуже, чем ее рисует пресса, считает социальный психолог Алексей Рощин. В официальную статистику по разным причинам просто не попадают многие преступления, совершенные бывшими вагнеровцами, и далеко не все из них доходят до суда и становятся предметом гласности.

«Но главное, что в перспективе ситуация наверняка будет еще мрачнее, – спрогнозировал он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Потому что масштабы войны-то огромные на самом деле. А исторический опыт учит нас, что после войн, особенно неправедных, жди разгула преступности».

Вспомним Афган, где многие овладели искусством убивать, приводит пример Алексей Рощин: «Очевидно, что в 1990-е не было бы такого всплеска преступности, если бы до этого Афганистан не подготовил бы столько бойцов для ОПГ (организованных преступных группировок). Афганцы, оформленные в разные общественные организации, и сами активно участвовали в криминальном переделе собственности, в том числе убивали друг друга всеми способами вплоть до взрывов на кладбище во время прощания с жертвами предыдущих разборок».

Сейчас по научно-исторической аналогии легко спрогнозировать, что страна должна теперь получить волну преступности раз в десять больше, когда 1990-е могут показаться детскими играми, полагает социолог.

«Понятно, что Пригожин был первостатейный мерзавец, и на нем висит масса грехов. Но в данном случае он был на виду, однако не на первых ролях. Пригожин сам по себе не смог бы пинком открывать любые ворота в режимные колонии. Возможно, это была и его идея - набирать на зонах зеков в свои штурмовые отряды. И все же основная ответственность лежит на тех, кто это всё одобрил, благословил и приказал закрыть глаза на все нарушения закона во время спецоперации по рекрутированию наемников в местах заключения. Тем более, что инициативу Пригожина охотно подхватило минобороны», – резюмировал Алексей Рощин.

Надо понимать, что преступления совершены теми наемниками из группировки «Вагнер», которые были амнистированы или помилованы указом президента, говорит в комментарии «Голосу Америки» член Московской Хельсинской группы, юрист Илья Шаблинский. По его словам, вагнеровцы остались живы на чью-то беду и оказались на свободе исключительно благодаря властям.

«При этом, полагаю, что основная масса уголовников, вытащенных Пригожиным из тюрем, все же осталась там, на полях Украины, под Бахмутом, Попасной и так далее, – уточнил он. – Но и тех, кто выжил хватает. Конечно, можно было и нужно было ожидать от них продолжения «подвигов», к которым они привычны. Об этом писали еще в прошлом году многие социологи и СМИ. Говорили, что те, кто вернется с войны, – эти убийцы, насильники, грабители – продолжат вести привычный для себя, то есть антисоциальный и криминальный образ жизни. Это всё было вполне предсказуемо».

Конечно, вина Пригожина тут есть, но все же главный виновник здесь – государство, уверен Илья Шаблинский. По его оценке, Пригожин реализовывал замысел, который согласовал с Путиным.

«В этом нет никаких сомнений. А как иначе? Кто бы ему позволил разъезжать по колониям, как к себе на дачу. Их идея набрать головорезов, убийц, которым нечего было терять и у которых сроки были по 10–15 лет, и бросить их на фронт против украинцев, сама по себе аморальна. И теперь стране еще долго предстоит расхлебывать последствия решения, принятого высшим государственным лицом. Понятно, что властям наплевать, как на экс-наемников, так и на простых людей», – заключил юрист и правозащитник.