Туркменистан после Туркменбаши

  • Эрика Марат

«Туркменистан известен в мире благодаря двум вещам: вторая - это газ, а первая - бывший президент Туркменбаши», - сказал известный туркменский правозащитник Фарид Тухбатуллин в ходе презентации в Национальном фонде в поддержку демократии (National Endowment for Democracy). Сапармурат Ниязов, который называл себя Туркменбаши («отец всех туркмен»), создал один из самых закрытых и самых репрессивных режимов в мире.

Сапармурат Ниязов скончался в 2006 году. Однако, по словам Тухбатуллина, новый глава страны – Гурбангулы Бердымухаммедов – сохранил систему, созданную его предшественником.

По мнению Фарида Тухбатуллина, единственной существенной разницей между бывшим и нынешним правителем Туркменистана является кадровая политика. В отличии от Туркменбаши, у нынешнего президента Туркменистана большая семья. Туркменбаши строго пресекал использование родственных связей на государственной службе, чтобы избежать усиления влияния какого-либо из кланов. Родственники Бердымухаммедова назначаются на важные должности и захватывают успешные частные компании.

Еще одним важным отличием между Ниязовым и Бердымухаммедовым является то, насколько вольно себя чувствуют бизнесмены, приближенные к правящему режиму. Тухбатуллин отмечает, что хотя в эпоху Туркменбаши чиновники были коррумпированы, они, тем не менее, не выходили за определенные рамки. «Если кто-то становился богаче, чем «полагается», он мог оказаться в тюрьме», - рассказывает правозащитник – «и офицеры спецслужб этим пользовались». При Бердымухаммедове силовые службы потеряли прежнюю способность контролировать приближенные к власти бизнес-круги, которые, в основном, состоят из родственников президента.

По прогнозу Фарида Тухбатуллина, недовольство силовых структур и бизнес-элит может стать источником нестабильности в стране - поэтому система власти в Туркменистане менее предсказуема и стабильна, чем кажется на первый взгляд.

Фарид Тухбатуллин был вынужден эмигрировать из Туркменистана в Австрию в 2003 году. Находясь в Европе, он основал Туркменскую инициативу по правам человека (ТИЧП), которая ставит пред собой задачу информирования мировой общественности о реальной ситуации в Туркменистане. Оппозиционером Тухбатуллин себя не считает, поскольку не стремится прийти к власти.

Правозащитник не думает, что в обозримом будущем в Туркменистане произойдут кардинальные политические перемены. «Порой я поражаюсь терпению туркмен», - говорит он. Скорее всего, отмечает Тухбатуллин, изменения будут происходить медленно: для них понадобятся огромные усилия, как международного сообщества, так и туркменского народа.

Высказывая свое личное мнение, советник Хельсинской комиссии США Джанис Хелвиг (Janice Helwig) отметила, что сегодня международное сообщество не уделяет должного внимания Туркменистану, который в 2010 году вошел в десятку самых авторитарных режимов мира (данные рейтинга, составляемого организацией Freedom House). На опасается, что бедное и необразованное население Туркменистана может стать легкой добычей религиозных радикалов.

В прошлом, рассказывает Джанис Хелвиг, давление международного сообщества на режим Туркменбаши позволяло добиваться конкретных результатов – например, освобождения из-под стражи Фарида Тухбатуллина и нескольких других туркменских правозащитников.

Тухбатуллин и Хелвиг подчеркнули, что жители Туркменистана на протяжении многих лет остаются изолированными от внешнего мира. Гражданам, не согласным с политикой режима Бердымухаммедова, сложно покинуть страну.

«Более двадцати лет школьники Туркменистана изучали только одну книгу – «Рухнама», которая была написана Туркменбаши», - рассказывает Тухбатуллин. Недавно, отмечает правозащитник, Бердымухаммедов еще раз показал, что не намерен сильно изменять государственный строй и написал собственную книгу, в которой воспевает собственную власть.