Сирия и С-400: что обсуждали Эрдоган и Путин

Противоракетный комплекс С-400 на турецкой военной базе Муртед (архивное фото)

В Госдепартаменте призывают Анкару воздержаться от закупки системы С-400 и иной российской военной техники

В ходе трехчасовой встречи в Сочи Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин обсудили всплеск насилия на северо-западе Сирии, возможную покупку Анкарой российских систем противоракетной обороны С-400, а также ситуацию в Афганистане. Как сообщили источники, Эрдоган настаивает на том, чтобы Путин вернулся к соглашению о прекращении огня в Сирии, согласованному в прошлом году, чтобы положить конец боевым действиям российской и сирийской армии против поддерживаемых Турцией сил в Идлибе.

«Шаги, которые мы предприняли с Россией в отношении Сирии, имеют первостепенное значение. Мир там зависит от отношений между Турцией и Россией», – заявил Эрдоган.

Во время состоявшейся в середине сентября встрече с Башаром Асадом в Москве Путин назвал главной проблемой Сирии незаконное присутствие иностранных военных, но не уточнил, о какой именно стране идет речь.

Сирия занимает важное место в системе национальных интересов Турции, отмечает эксперт Гудзоновского института Ричард Вайц, констатируя, что между Анкарой и Москвой, как и в случае с Вашингтоном, существуют разногласия по этому вопросу.

Your browser doesn’t support HTML5

Эрдоган и Путин обсудили Сирию и покупку С-400

«Разногласия с США заключаются в политике по отношению к курдам в Сирии, а с Россией – в отношении Асада. В краткосрочной перспективе главная проблема Турции заключается в том, чтобы коалиция Москва-Дамаск не возобновила наступательных операций на территории, неподконтрольной Асаду. Анкара хочет, по крайней мере, на данный момент, сохранить буферную зону, чтобы не допустить еще больше беженцев в Турцию, а также удерживать российские и сирийские силы подальше от своих границ. Турция, как и многие другие страны, похоже, принимает правление Асада как неизбежность», – продолжает Вайц.

Кроме того, в повестке дня Анкары и Москвы – потенциальная покупка Турцией новой партии российских систем противоракетной обороны С-400, против чего решительно возражает Вашингтон. США неоднократно заявляли, что комплексы С-400 представляют угрозу для истребителей F-35 и систем обороны НАТО. Турция утверждает, что не смогла закупить системы ПВО ни у одного союзника по НАТО на выгодных условиях.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» в Госдепартаменте прокомментировали ситуацию с приобретением Турцией С-400.

«Соединенные Штаты считают Турцию своим союзником и другом. Мы постоянно ищем возможностей для укрепления нашего давнего двустороннего партнерства, даже если у нас есть разногласия. Мы настоятельно призываем Турцию на всех уровнях и при любой возможности воздержаться от закупки системы С-400 и какой-либо иной российской военной техники. Мы продолжаем разъяснять Турции, что любые новые значительные закупки российского оружия могут привести к введению новых санкций в дополнение к уже введенным в декабре 2020 года», – заявил сотрудник внешнеполитического ведомства.

В декабре прошлого года США ввели санкции против управления оборонной промышленности Турции, его руководителя Исмаила Демира и трех других сотрудников ведомства после закупки первой партии С-400 у России. Москва и Анкара продолжили затем переговоры о приобретении второй партии. Специалист по России Айдын Сезер в интервью Турецкой службе «Голоса Америки» отметил, что Москва проводит аналогии между кипрским вопросом и Крымом, что может существенно повлиять на политику Турции в восточной части Средиземного моря, а также на двусторонние отношения. Эксперт добавил, что российским властям не по душе политика Турции в отношении Украины.

«Россия не ждет признания аннексии Крыма со стороны Турции. Действия Турции, такие как продажа беспилотных летательных аппаратов Украине, негативно воспринимаются в Москве. Кремль начал открыто проводить параллели между Крымом и Кипром. В российских СМИ стали появляться материалы о том, что операция Турции на Кипре в 1974 году не забыта» – говорит Айдын Сезер.

Аналитики отмечают, что, встретившись с Путиным, Эрдоган продемонстрировал Вашингтону, что Турция рассматривает Россию как альтернативу США по ряду вопросов. Президент Байден не встречался с турецким лидером на полях Генассамблеи ООН, но предполагается, что два президента пообщаются в рамках саммита «Большой двадцатки», который состоится в Риме в конце октября.