Управление Верховного комиссара ООН: за время конфликта на Донбассе погибли 3032 гражданских лиц

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн

В ООН указывают на отсутствие значимых улучшений в ситуации с правами человека в зоне вооруженного конфликта и других регионах Украины

КИЕВ – За весь период конфликта на Донбассе, с 14 апреля 2014 года по 15 мая 2018 года, погибли, по меньшей мере, 2 725 гражданских лиц: 1 568 мужчин, 961 женщина, 93 мальчика, 47 девочек и 56 взрослых неустановленного пола. Еще 298 гражданских лиц, включая 80 детей, погибло вследствие того, что 17 июля 2014 года был сбит самолет рейса MH17, в результате чего общее количество погибших гражданских лиц достигло, по меньшей мере, 3 023 человека.

Об этом сообщается в Двадцать втором докладе Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) о ситуации с правами человека в Украине, представленном общественности и прессе 20 июня в Киеве.

По оценке УВКПЧ ООН, общее количество гражданских лиц, получивших ранения в связи с конфликтом на востоке Украины с 14 апреля 2014 года по 15 мая 2018 года, составляет от семи до девяти тысяч.

На пятой странице доклада в инфографике, которая озаглавлена «Жертвы среди гражданского населения вдоль линии соприкосновения за период с 16 февраля по 15 мая 2018» указывается на количество убитых и раненых гражданских лиц. Наибольшее количество раненых за этот период указано в городе Донецке (от 7 до 22 человек). Убитых между населенными пунктами Новотроицкое и Докучаевск (Донецкая область) и возле населенного пункта Песчаное (Луганская область) – от 3 до 4 человек на зафиксированных объектах.

«Мы будем настойчиво призывать к обеспечению правосудия для жертв и к привлечению виновных к ответственности. Отсутствие ответственности способствует безнаказанности и подрывает усилия по достижению мира», − заявила глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер (Fiona Frazer) во время презентации доклада в Киеве.

Другие случаи нарушения прав человека в Украине

В докладе представлена информация, которая касается нарушения прав человека в других регионах Украины.

«18 апреля члены крайней правой группы «С14» принудительно заблокировали ромов на Центральном железнодорожном вокзале Киева, проверили у них документы и обыскали их личные вещи», – подчеркивается в докладе.

Отмечается нарушение резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: «18 марта 2018 года в Крыму были проведены выборы президента Российской Федерации, чем были нарушены резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 68/262 (от 27 марта 2014 года), 71/205 (от 19 декабря 2016 года) и 72/190 (от 19 декабря 2017 года). Кроме того, путем применения своего законодательства Российская Федерация, как и раньше, ограничивала осуществление основных свобод и криминализировала свободу слова на полуострове».

В докладе сообщается, что за отчетный период «наблюдалось увеличение количества физических нападений на работников средств массовой информации и других инцидентов, которые препятствуют их деятельности» – двенадцать случаев.

Телефонный разговор президента Украины и генсека ООН

Как сообщает пресс-служба президент Украины 19 июня, Петр Порошенко провел телефонный разговор с генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришем.

«Глава украинского государства проинформировал собеседника о ситуацию с безопасностью на Донбассе. Был поднят вопрос о более активном привлечении ООН к урегулированию ситуации в регионе, в частности путем развертывания многонациональной миротворческой миссии под эгидой ООН на оккупированном Донбассе», – отмечается в сообщении пресс-службы президента Украины.

Отдельное внимание было уделено освобождению украинских политических заключенных, незаконно содержащихся в России. Петр Порошенко также выразил обеспокоенность в связи с критическим ухудшением ситуации с правами человека во временно оккупированном Крыму.

Расследования на года

Директор Украинской Политконсалтинговой Группы Дмитрий Разумков отмечает, что в рамках действующего законодательства очень тяжело найти виновных в преступлениях против мирного населения и привлечь их к ответственности.

«Даже когда в руки украинских спецслужб попадают бойцы так называемых ЛНР-ДНР, то доказать их причастность к тем или иным убийствам, происходившим на Донбассе, достаточно тяжело», – говорит Дмитрий Разумков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Судебные процессы над причастными к гибели мирного населения, по его словам, очень длительные, и в мировой практике длились не один год.

«Необходимо документировать, доказывать, формировать уголовные дела, это будет происходить небыстро, и очень тяжело. Если мы проводим аналогии по отношению к действиям следователей в деле рейса МН17, то там другая ситуация. Российский «Бук», российский экипаж ЗРК «Бук», управление им российскими офицерами – это все уже известные факты. Когда речь идет о погибших на Донбассе во время обстрела с неподконтрольных территорий, то найти непосредственных исполнителей очень тяжело», – отмечает Дмитрий Разумков.

Он также утверждает, что украинский законодатель за последние четыре года так и не создал законодательную базу, в которой будет проработан механизм, как ответственности, так и защиты украинских военных на Донбассе.

«Когда идет война – нельзя исключать никаких моментов, в том числе и того, что сепаратисты используют мирное население как живой щит», – подчеркивает политолог.

Вместе с тем, Дмитрий Разумков считает, что если есть виновные в гибели мирного населения с любой из сторон, то они должны понести ответственность.

О шансах привлечь к ответственности виновных

Эксперт по международным и правовым вопросам Андрей Бузаров считает, что юридическая ответственность, судебные разбирательства по фактам смерти гражданских лиц и разрушения инфраструктуры Донбасса может наступить после того, как мировое сообщество «обозначит, что происходит на Донбассе».

«Признание агрессии со стороны России на уровне ООН и других организаций не является фактом, который позволит зафиксировать ущерб гражданам Украины, создать уголовный прецедент для виновных в разжигании конфликта на Донбассе. Ситуация с рейсом МН17 показывает, что многие дела могут затягиваться, а опыт прекращения конфликтов в Южной Осетии и Абхазии демонстрирует, что на международном уровне многие преступления могут остаться безнаказанными», – говорит Андрей Бузаров корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он высказывает свою субъективную точку зрения о том, насколько велики шансы привлечь ответственных к уголовной ответственности за гибель мирных жителей на востоке Украины.

«До сих пор у нас нет однозначной позиции ООН по гуманитарной ситуации и преступлениям в Донбассе, и я думаю, что этот вопрос останется открытым», – отмечает Андрей Бузаров.

Ведение миротворцев на Донбасс, по его словам, будет автоматически означать достижение консенсуса между сторонами, участвующими в процессе переговоров на уровне Совета Безопасности ООН.

«Между Россией, США и другими постоянными членами Совбеза ООН. И этот консенсус может быть достигнут на определенных условиях, одно из которых – миротворческая миссия. И я не думаю, что стороны будут думать о необходимости наказания для участников конфликта, поскольку будет задействован механизм амнистирования для воевавших на Донбассе», – отмечает Андрей Бузаров.

Он считает, что такой вариант возможен при настоящем консенсусе, а не принятии одного из сценариев введения миротворцев на Донбасс.

Оккупация и ее характеристики

Эксперт Центра политологических исследований Олег Саакян считает, что Женевская конвенция о защите гражданского населения в военное время отвечает на вопросы – кто несет ответственность за смерти гражданских лиц на востоке Украины.

«Тот, кто оккупирует территории. Оккупация имеет четкие характеристики, которым соответствуют действия России. Сегодня мы не видим ответственности Кремля, поскольку не было предусмотрено эффективных механизмов для наказания членов Совбеза ООН, так как подразумевалось, что они гаранты безопасности в мире», – говорит Олег Саакян корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что для урегулирования ситуации на Донбассе может применяться так называемый режим «транзитной юстиции».

«Это общемировая практика поствоенного урегулирования, которая сложилась после Второй мировой войны: не приходится говорить о коллективной ответственности, но преступления против жизни, свобод и прав граждан, конечно, не имеют срока давности, и по ним ответственность будет персональная в любом случае, если удастся дотянуться до ответственных, то они понесут наказание», – утверждает Олег Саакян.