КИЕВ – Украина приветствует решение государств-членов Европейского Союза, направленное на ужесточение санкций против России в связи с непрекращающимся конфликтом на территории Донецкой и Луганской областей. Об этом 30 июля заявил в Киеве заместитель главы администрации президента Украины Валерий Чалый.
«Впервые с начала агрессии Российской Федерации против Украины санкции Европейского Союза вышли за пределы персональных ограничительных мер, таких как замораживание счетов и визовые запреты. Это – адекватный партнерский шаг, который свидетельствует о приверженности общим ценностям и о том, что эти ценности остаются основой, квинтэссенцией развития Европейского Союза, к которому в будущем стремится присоединиться Украина», – отметил Валерий Чалый во время выступления в Украинском кризисном медиа-центре.
По словам Валерия Чалого, Украина ожидала такого партнерского подхода и, несмотря на непростые последствия для этих стран, «они поставили позицию реагирования на угрозы и ценностную позицию выше возможности любых торговых или экономических потерь».
«Мы призываем Россию избежать дальнейшего углубления собственной международной изоляции и прекратить непосредственное вмешательство в ситуацию на востоке Украины. Беспрепятственный доступ боевиков, оружия и военной техники через общую границу, а также обстрелы, которые продолжаются с территории Российской Федерации, должны немедленно прекратиться. Российское руководство должно осознать, что логика экспорта терроризма не имеет будущего и всегда получит достойный ответ международного сообщества», – заявил Чалый.
Валерий Чалый отметил консолидированную позицию по вопросу введения санкций со стороны лидеров Великобритании, Италии, Германии, США и Франции, а также «четкую позицию Канады, Японии и других стран-партнеров».
По мнению ряда украинских экспертов, санкции со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов можно называть «предупредительными действиями по отношению к России», пожеланием к России взять на себя ответственность за кровопролитие на востоке Украины.
Санкции: от наказания до сдерживания
«Украина находится в ожидании того, что санкции Запада – США и Евросоюза наконец-то повлияют на Россию и остановят эту агрессию, с которой столкнулось государство и общество. США и Евросоюз пытаются использовать инструмент санкций не только в качестве наказания, хотя элемент наказания в них есть – позиция международной общественности активизировалась после трагедии с “Боингом”», – говорит председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко Русской службе «Голоса Америки».
По словам Фесенко, главная задача введения нового уровня санкций предусматривает эффект сдерживания России от дальнейшей эскалации агрессии против Украины.
«Они имеют не только экономический – особенно в банковской сфере и отдельных секторах экономики, но и политический механизм давления на Россию. Главное – это предупредить Россию, заявить, что если будет прямая агрессия, настанут масштабные экономические санкции, которые принесут негативный экономический эффект в среднесрочной перспективе», – подчеркивает Владимир Фесенко.
Свое мнение он объясняет тем, что санкции со стороны Евросоюза не бессрочные, и имеют определенные сроки действия, и часть из них ограничены девяносто днями.
«Почему идет речь именно о предупреждении, сдерживании? Санкции вводятся на девяносто дней и это сигнал Запада: или Россия отказывается от агрессивных действий в отношении Украины, и тогда эти санкции могут быть сняты и последовательно возобновится партнерство в
экономической сфере между Евросоюзом и Москвой. Если никаких изменений не произойдет, политическое и экономическое давление на Россию со стороны Вашингтона и Брюсселя будет продолжаться», – говорит Владимир Фесенко.
Он считает, что нынешний уровень санкций сложно определить по какой-либо шкале, и тем более, сравнивать влияние санкций Запада на Россию, с аналогичным процессом в отношении, например, Ирана, Ливии, или других стран: «Существует много разговоров о том, что это третий уровень санкций в отношении России. Формально говорят о том, что это уровень “два плюс” или где-то посредине между вторым и третьим уровнем. Думаю, что “третий уровень” – это масштабные экономические санкции. Пока речь идет лишь о секторальном влиянии».
Последствия санкций для Европы
По словам руководителя политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светланы Конончук, после введения антироссийских санкций следует учитывать их последствия в глобальных измерениях.
«Нельзя забывать, что существует влияние России на мировую интеграцию не только в экономическом плане, но и в политическом. Любая политическая дестабилизация России приведет к движению людей. Это могут быть потоки миграции, экономические поездки, рост криминалитета. Эта ситуация может быть опасной для стран-соседей России, в данном случае, для Евросоюза», – сказала Светлана Конончук Русской службе «Голоса Америки».
Она также считает, что санкции против России на данном историческом этапе следует расценивать в качестве «пожеланий», направленных на «стабилизацию ситуации» в Украине. Но не для того, чтобы, используя удобный случай, разрушить российскую экономику.
«Необходимо остановить кровопролитие на украинской земле, достичь того, чтобы Россия прислушалась к голосу разума. России необходимо понять, что в современном мире такое поведение недопустимо. Европа меньше всего думает о том, чтобы ввести массированное наказание и не задумываться о последствиях для собственной экономики», – считает Коночнук.
Тем не менее, Светлана Коночнук считает, что от антироссийских санкций, несмотря на их секторальный характер действий, могут пострадать простые россияне, а не финансовые корпорации или отдельные политические персоны.
«Эффект этих санкций может длиться годами, и если у крупных государственных монополистов есть запас прочности для выживания, то у простых россиян, которые пользуются услугами этих компаний, его нет. В целом, на санкции следует смотреть шире. Решение Третейского суда в Гааге о том, что Россия должна выплатить разгромленному ЮКОСу пятьдесят миллиардов долларов – это тоже один из способов давления на Россию», – говорит Светлана Конончук.
Она считает, что если Россия выполнит решение Гаагского суда, то обязательства перед ЮКОСом придется выполнять за счет внутренних резервов, что может привести к дополнительному ухудшению жизни простых граждан.