Сухуми передумал оформлять Соглашение о сотрудничестве с Росгвардией

Сухуми (архивное фото)

Противники соглашения заявляли о ущемлении абхазского «суверенитета»

Сухуми решил не оформлять с Россией Соглашение о сотрудничестве с Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) после протеста местных НПО и оппозиции. Как заявил 11 февраля де факто глава абхазского МВД Роберт Киут, проект соглашения «не подлежит подписанию», и что местные власти не намерены действовать «в ущерб национальным интересам». Он отметил, что согласно «абхазской конституции», недопустимо, чтобы в Абхазии общественную безопасность и порядок обеспечивали правоохранительные органы иностранного государства, и что данные функции успешно выполняют местные силовики.

При этом интересно, что первоначально этот абахзский чиновник поддерживал подписание соглашения с Росгвардией, заявляя, что в нём «ни в коей мере не предусматривается физическое присутствие сотрудников Росгвардии на территории Абхазии, либо их вмешательство в нашу внутриполитическую деятельность».

«Мы на данном этапе, договорившись с руководством Росгвардии, имеем возможность, в случае согласования и подписания соглашения, направлять своих сотрудников в вузы, где они будут получать квалифицированное образование. Я считаю, что это вполне нужная работа, к которой мы стремимся в плане отношений с РФ», – заявил де факто глава абхазского МВД 10 февраля.

Тем не менее, спустя день сепаратистские власти изменили позицию. В частности, это произошло после возмущения общественности и открытого письма пяти местных НПО, в котором они требовали от Киута отказаться даже от «самой мысли» подписания соглашения с Росгвардией, которое, по их мнению, являлось «попыткой сегодняшней власти Абхазии поделиться частью суверенитета». Помимо этого, как сообщает одно из местных НПО, в ночь на 11 февраля Киут встретился с оппозиционерами и представителями гражданского сектора, и между ними «состоялся конструктивный диалог», в ходе которого «представители общественности донесли до руководства МВД обеспокоенность, связанную с указанным Соглашением».

Грузинский конфликтолог Паата Закареишвили, в прошлом госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия, полагает, что подписание некоего соглашения о сотрудничестве Росгвардии с абхазскими властями «дело времени». Закареишвили считает, что заявление де факто главы абхазского МВД Роберта Киута о том, что проект соглашения «не подлежит подписанию», не исключает того, что в будущем появится формально “новый”, но по сути – старый проект, который уже «будет подлежать подписанию», точно так же как это было в случае Пицундских госдач.

Напомним, что Москва пыталась получить во владение дачи в пицундском заповеднике с середины 90-ых годов, но из-за противостояния местных чиновников и протестов населения не могла реализовать свои планы в течение десятилетий. В конце концов соответствующее соглашение было подписано в январе 2022 года, однако абхазский парламент отказывался его ратифицировать под различными предлогами в течение почти двух лет. При этом де факто власти тщетно убеждали население, что Россия «внесла изменения» в проект соглашения и обозначила новые, «приемлемые координаты». В итоге, ратификацию соглашения о передаче России госдачи, на которой, согласно абхазским властям, президент РФ Владимир Путин желает устроить еще одну резиденцию, де факто абхазский парламент осуществил на «экстренном заседании» 27 декабря 2023 года в 6 часов утра на фоне протестов граждан, которые ночевали на улице, пытаясь сорвать ратификацию спорного документа.

«Скорее всего, аналогичная история повторится и в случае с соглашением о сотрудничестве с Росгвардией. Россия не может доверять местным силовикам, так как немногочисленное абхазское общество тесно связано, в том числе и родственными узами, и местные правоохранители неоднократно демонстрировали нежелание прибегать к жестким мерам в ходе волнений и протестов», – сказал Закареишвили в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

Эксперт отметил, что есть ряд вопросов, связанных с Абхазией, которые Россия не может разрешить в течение лет, и что как видно на примере пицундской госдачи, Москва «приняла решение действовать». Как считает Закареишвили, один из таких вопросов - это отказ сепаратистов продавать землю иностранцам, и тут, согласно эксперту, российские чиновники «прибегли к хитрости». В случае Пицунды, согласно документу, российская сторона безвозмездно получила лишь здания государственных дач, построенных при советской власти. Что касается прилегающих к ним земельных участков, официально, они были переданы России на условиях аренды на 49 лет, после чего срок аренды будет автоматически продлеваться на последующие 15-летние периоды. Россия имеет право строить на арендованной территории здания, которые даже в случае прекращения действия договора об аренде земли останутся во владении России. Хотя, реально, согласно Закареишвили, «всем ясно», что во владении России останется и земля заповедника.

Также, говорит эксперт, по аналогичной модели, Москва «проталкивает закон об апартаментах» - т.е. так как абхазы отказываются продавать иностранцам землю и жилую недвижимость, Москва предлагает строить комплексы квартир, которые будут считаться не жилой недвижимостью, а коммерческой, т.е. будут подлежать продаже. Де факто президент Абхазии Аслан Бжания уже выступил с инициативой этого закона, что было встречено протестами общественности.

«Так что есть масса вопросов, которые Москве необходимо решать в Абхазии, и местные силовики не та сила, которая способна сохранять порядок. Россия может рассчитывать в данном случае только на собственные силы, на людей, которые не имеют эмоциональной связи с Абхазией, так что вряд ли соглашение о Росгвардии будет отложено в долгий ящик», – считает Паата Закареишвили.

Напомним, в результате российско-грузинской войны Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на этих территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа, Науру и Сирии – рассматривают эти регионы как территорию Грузии, находящуюся под российской оккупацией.