В Киеве и Москве по-разному оценивают ход выполнения Женевских договоренностей

Донецк, 23 апреля 2014

Правительство Украины и МИД России обменялись коммюнике
Правительство Украины призывает все стороны Женевского соглашения выполнить свои обязательства. Об этом говорится в обращении от имени правительства Украины, размещенном на интернет-сайте Министерства иностранных дел республики.

«С момента принятия Женевских договоренностей прошло уже пять дней. Сразу после достижения согласия о первоочередных шагах, направленных на восстановление безопасности в восточных регионах Украины, правительство добросовестно начало их выполнение. <…> Министерство внутренних дел и Служба безопасности Украины продолжают изымать нелегальное оружие у населения. Правительство последовательно разоружает все радикально настроенные движения, организации, которые нарушают закон. Уже изъято почти шесть тысяч единиц стрелкового оружия. На площади Независимости и улице Крещатик в Киеве совершенно свободная и безопасная атмосфера. Там никого не преследуют по этническому или языковому признаку, не составляют «черных списков». Приглашаем приехать и убедиться», – говорится в заявлении.

Украинские власти обращаются к «гражданам, которые подстрекаются российскими спецслужбами, а для отстаивания своей точки зрения выбрали путь насилия и силовых захватов».

«Украинская власть готова выслушать все законные политические требования украинцев на востоке и на западе. И не только выслушать, но и пойти навстречу. И мы призываем выполнить Женевские соглашения, заключенные между Украиной, Россией, Соединенными Штатами и Европейским Союзом», – подчеркивается в заявлении.

Тем временем в Министерстве иностранных дел России заявили, что «крайне удивлены искаженной интерпретацией киевскими властями, а также американскими партнерами содержания принятого 17 апреля 2014 года в Женеве Заявления».

Две версии двойного убийства

«Так, в указанном документе содержится положение о том, что все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены. Однако вместо принятия эффективных мер по выполнению указанной договоренности, в Киеве и Вашингтоне, а также в ряде европейских столиц продолжают твердить о необходимости «сдать оружие» только украинскими гражданами, защищающими свои права на юго-востоке Украины. При этом закрывают глаза на продолжающиеся провокационные действия боевиков праворадикальных сил, в частности так называемого «Правого сектора», как в Киеве, так и в различных городах юга и востока страны, которые уже привели в ночь на 20 апреля этого года к человеческим жертвам», – говорится в коммюнике, размещенном 23 апреля на официальном сайте внешнеполитического ведомства РФ.

В Москве утверждают, что «российская сторона вновь настаивает на незамедлительной деэскалации ситуации на юго-востоке Украины, отводе подразделений украинской армии и начале реального внутриукраинского диалога с охватом всех регионов и политических образований страны».

Однако украинская пресса сообщает о своей версии убийств, произошедших в ночь на 20 апреля в районе захваченного сепаратистами города Славянска. По мнению украинской стороны, к убийству двух человек, которых пытали и еще живыми со вспоротыми животами утопили в реке, могут быть причастны спецслужбы России.

«Служба безопасности Украины установила причастность к убийству депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака так называемой группы «Стрелка», которая действует в Донецкой области, гражданина России, подполковника ГРУ Игоря Безлера», – сообщает информационное агентство ЛИГАБизнесинформ.

Несамостоятельное заявление

Дипломатическая перепалка – не самое эффективное средство деэскалации конфликта, подчеркивает директор Центра внешнеполитических исследований ОПАД Сергей Пархоменко. По его мнению, украинской власти необходимо действовать решительнее и жестче по отношению к сепаратистам на востоке страны.

«Нужно закрывать границу с Россией, открывать уголовные дела против сепаратистов. Упреждающими действиями может быть только сила», – сказал Сергей Пархоменко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Эксперт охарактеризовал как несамостоятельное заявление российского внешнеполитического ведомства. По его словам, в Москве попытались «перекрутить ситуацию», представив Украину агрессором в Донбассе.

«МИД России выполняет указания Владимира Путина. А план Путина – перекрутить ситуацию и сделать так, чтобы Украина, согласно Женевским соглашениям, выглядела агрессором», – считает Сергей Пархоменко.

По мнению Пархоменко, Россия пытается очистить восток Украины от военной силы и ввести войска, как это имело место в Крыму. «Цель нынешних дипломатических заявлений, – полагает аналитик, – взять под контроль ситуацию на Донбассе, после чего попытаться вернуть в Киев Виктора Януковича».

Пархоменко убежден: Россию не интересует деэскалация конфликта; Кремль заинтересован в контроле над всей вертикалью украинской власти. Сергей Пархоменко советует поговорить с кем-либо из крымских экспертов для того, чтобы понять, какой образ жизни несет Россия, и с чем придется столкнуться тем, кто поддерживает идеи сепаратистов.

О «новой» жизни в Крыму

О том, что сегодня происходит в Крыму, Русской службе «Голоса Америки» рассказала жительница Крымской автономии – кандидат политических наук, историк Гульнара Бекирова. Спустя месяц со дня проведения так называемого референдума, жить на полуострове, по ее словам, не стало лучше.

«Какая-то дифракция происходит. С одной стороны, вышел российский закон о реабилитации репрессированных народов, но есть какое-то ощущение тревоги: несколько дней назад на полуостров не пускали крымскотатарских лидеров – Рефата Чубарова и Мустафу Джемилева. Потом через два дня Мустафе Джемилеву была вручена странная бумажка с запретом о въезде в Крым на пять лет. Причем ни Федеральная миграционная служба России, ни Совет министров Крыма не подтверждают этот запрет», – утверждает Гульнара Бекирова.

«Все накалено, – продолжает она, – ситуация такая, как будто ты потерял почву под ногами».

По словам Гульнары Бекировой, после присоединения Крыма к России во многих крымскотатарских семьях задумались об отъезде.

«У меня, – подчеркивает Бекирова, – пока нет желания покидать полуостров – именно по принципиальным соображениям. Начиная с 1783 года, крымских татар на полуострове было абсолютное большинство населения. Теперь нас осталось тринадцать процентов. А до этого был 19 век, когда крымских татар, как коренное население, вытесняли и притесняли на родной земле. Поэтому я – крымская татарка – не могу оставить родину».

Гульнара Бекирова вспоминает, что нерешительная позиция украинских властей привела к печальным последствиям: «территория Крыма была безвольно отдана России». Однако, подчеркивает собеседница Русской службы «Голоса Америки», «другой родины у крымских татар не существует».