Госдепартамент: «Определять будущее Египта должны египтяне»

Мари Харф

Реакция госдепартамента последовала за заявлением президента Путина, который пожелал удачи министру обороны Египта Абдель-Фаттаху а-Сиси, решившему баллотироваться на пост президента
Во время встречи в загородной резиденции в Ново-Огарево с первым вице-премьером и министром обороны Египта Абдель-Фаттахом а-Сиси, президент России Владимир Путин пожелал своему гостю «успехов в работе на благо всего египетского народа».

Несмотря на то, что Путин пожелал удачи также «всем коллегам» а-Сиси – некоторые аналитики расценили его комментарий по поводу решения а-Сиси баллотироваться на пост президента Египта как открытую поддержку кандидата.

«Это очень ответственное решение – возложить на себя миссию за судьбу египетского народа. Я и от себя лично, и от имени российского народа желаю вам успехов", — заявил Путин, также выразив надежду, что после окончания президентских и парламентских выборов, «нам удастся включить все механизмы сотрудничества».

Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Мари Харф прокомментировала это высказывание на брифинге в четверг, заметив, что «нам нужно подождать и посмотреть, что выйдет из этого визита в Москву», подчеркнув при этом, что «мы, разумеется, не выражаем поддержку кандидатам – и сказать честно, не думаем, что это дело США или господина Путина – решать, кто должен управлять Египтом. Это должен решать египетский народ. Мы продолжаем призывать правительство добиваться прогресса в процессе передачи власти, который будет включать представителей всех групп и партий».

Харф прокомментировала также совместное заявление российских и египетских министров обороны и иностранных дел, сделанное по итогам встречи в формате «2+2», в котором министры «подтвердили уважение принципа государственного суверенитета» и «осудили иностранное вмешательство во внутренние дела любого государства».

«Я думаю, есть некая ирония в том, что иностранная держава делает заявление о том, что другие иностранные государства не должны вмешиваться, – сказала Харф. – Но если отставить это в сторону – у нас продолжительные отношения с Египтом, основанные на общих интересах – как и у России, и других стран. Мы с самого начала говорили что мы не можем, и не захотели бы, определять результаты (выборов) в Египте. Решать, как будет выглядеть их будущее, должны египтяне. Поэтому мы сказали, что будем работать со всеми партиями и группами чтобы поддержать процесс перехода к демократическому правлению – но это не означает предрекать результаты или выражать поддержку кандидатов».

Между тем на этой неделе стало известно об аресте Ахмеда Алайбы, египетского сотрудника американского посольства в Каире. Алайба был задержан 25 января – согласно публикациях в египетских СМИ, его обвиняют в связях с «Братьями-мусульманами».

Представитель Госдепартамента заявила, что США не считают Братьев-мусульман террористической организацией, и продолжают диалог со всеми представителями политического спектра в Египте.

При этом Харф отметила, что несмотря на то, что Алайба (который не обладает дипломатической неприкосновенностью) остается в тюрьме, «насколько нам известно, против него не выдвинуто (формальных) обвинений. Мы сказали египетскому правительству, что они должны – не через анонимные источники, а публично – сказать нам, почему его арестовали и продолжают удерживать».