Посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд назвала обмен заключенными с участием Пола Уилана, Эвана Гершковича, Алсу Курмашевой и Владимира Кара-Мурзы «очень хорошим днем».
«[Президенту США Джо Байдену] удалось добиться их освобождения, наряду с более чем десятком российских граждан, которые были политзаключенными в их собственной стране», – написала дипломат в социальной сети Х.
«Когда я встречалась с семьями Эвана и Пола, я заверила их, что мы не успокоимся, пока их близкие не будут освобождены. Мы никогда не сдавались. И мы никогда не прекратим борьбу за всех тех, кто был несправедливо задержан во всем мире», – добавила она.
Спецдокладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в России Мариана Кацарова назвала обмен заключенными между Россией, США и другими странами «беспрецедентным дипломатическим актом», возможно самым крупным со времен холодной войны.
«Думаю, что многие из нас и многие в России – правозащитники, члены гражданского общества – сегодня просто плакали от радости», – заявила она в интервью Службе новостей ООН.
При этом она напомнила, что в России остаются «не менее семисот, а, по некоторым подсчетам, более тысячи» политзаключенных, включая журналистов, которые оказались под стражей за освещение войны в Украине. «Сегодня мы вновь должны призвать к их немедленному и безоговорочному освобождению из тюрем в России», – сказала она.
«Сегодня мы должны помнить о том, что этот обмен и это освобождение политзаключенных состоялись без Алексея Навального. Если бы он остался в живых, то он должен был бы стать частью этого обмена, – сказала она. – Моя личная обеспокоенность уже после смерти Навального была связана с тем, что Кара-Мурза, Горинов могли быть следующими, потому что у них было серьезно подорвано здоровье. Как и Навального, их длительное время содержали в ШИЗО и в штрафных изоляторах – по поводу и без повода».
По ее словам, Россия, как государство, подписавшее соответствующие конвенции ООН, не должна применять законы, введенные в связи с войной в Украине, которые нарушают свободу выражения мнения, свободу слова и свободу ассоциаций.
«Они направлены на то, чтобы заглушить голос против войны среди российского гражданского общества, среди журналистов, среди антивоенных активистов. Из-за этого сейчас такое большое количество политзаключенных в Российской Федерации», – заявила Кацарова.
О схожих чувствах рассказала заместитель директора правозащитной организации Human Rights Watch Рейчел Денбер.
«Для нас это большая радость, восторг и облегчение – что все эти люди, которые неправомерно содержались в заключении, по политически мотивированным обвинениям, освобождены, – заявила она “Голосу Америки” – Очевидно, что они изначально не должны были находиться в заключении. Однако мы продолжаем требовать, чтобы Россия отменила их приговоры, аннулировала их криминальную историю и выплатила им компенсации за то, что им пришлось пережить».
По словам Денбер, в российских тюрьмах остается еще много людей, оказавшихся за решеткой по таким же обвинениям – «дискредитация российской армии», «распространение ложной информации о вооруженных силах» – которые они получили из-за того, что они говорили или писали о российской агрессии в Украине. Есть много людей, подвергшихся уголовному преследованию за контакты с «нежелательными организациями» или по обвинениям в «экстремизме».
«Таких людей сотни, и они должны быть немедленно освобождены. И нам необходим такой же уровень международного вмешательства, чтобы это произошло», – сказала она.