В Еврейском музее (The Jewish Museum) в Нью-Йорке, расположенном на «музейной миле» в нескольких кварталах недалеко от музеев Метрополитен и Гуггенхайма, открылась выставка «Нью-Йорк: 1962-1964».
Эти три года, относящиеся к числу ключевых в американской истории 20-го века, представлены на двух этажах музея картинами, скульптурой, журнальной графикой, поэзией, фотографиями, архивной видеохроникой, образцами моды, предметами быта, потребительскими товарами, мебелью, а также рекламными брошюрами и листовками-анонсами культурных мероприятий. Всего представлено более 150 произведений искусства и артефактов.
Решение Соломона
Такие «сложносоставные» выставки крайне редки, и причина тому проста. Их очень трудно концептуально выстроить и собрать столь разнообразные экспонаты. Выставка в Еврейском музее стала последним проектом видного итальянского искусствоведа, арт-критика и куратора Джермано Челанта, который умер в 2020 году в возрасте 79 лет от последствий COVID-19. В 2017 году Еврейский музей обратился к Челанту с предложением сделать обзорную выставку и попытаться через экспозицию ответить на вопрос: как художники, жившие в Нью-Йорке, реагировали в начале 60-х на крутые перемены в жизни Америки?
После смерти Челанта проект подхватила его студия, которая и довела его до завершения совместно с кураторами Еврейского музея во главе с его директором Клодией Гулд.
Богатый жизненный материал эпохи 60-х давал благодатную пищу для художественной рефлексии. Художники, скульпторы, дизайнеры, танцовщики, музыканты, кинематографисты, литераторы и поэты отражали, каждый по-своему, Zeitgeist (дух времени), проникавшие во все поры каждодневной реальности. Конкретный момент начального отсчета «трехлетия» известен – международная выставка «новых реалистов» в галерее Сиднея Джаниса в 1962 году, как известен и момент его завершения – Венецианская биеннале 1964 года.
Одной из самых заметных фигур нью-йоркской культурной жизни первой половины 60-х был Алан Соломон, тогдашний директор Еврейского музея. Именно он организовывал выставки, на которых презентовал «новое искусство» (New Art, его термин). Так, он первым организовал музейные ретроспективы пионеров поп-арта Роберта Раушенберга (1963) и Джаспера Джонса (1964). Под его руководством Еврейский музей стал одним из форпостов художественного авангарда и сделал широко известными имена Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса и их не менее знаменитых коллег Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста и Класа Олденбурга (последний умер 18 июля 2022 г. на 94-м году жизни).
Неудивительно, что, когда Соломону поручили организацию американского павильона на Венецианской биеннале 1964 года, он включил в нее работы не только Раушенберга, Джонса и Олденбурга, но и их соратников по авангарду Джона Чемберлена, Джима Дайна, Морриса Луиса, Кеннета Ноланда и Фрэнка Стеллу. Он горячо поддержал эстетику грубой предметности и концептуального отношения к «массовой культуре», что разительно отличало поп-арт от абстрактного экспрессионизма, которому пришлось потесниться на художественном Олимпе. Соломону показалось, по его словам, крайне важным «новое ощущение красоты, возникшее из земной природы и беспорядка городской жизни».
Расчет Соломона оказался точным. В Венеции в 1964 году Раушенберг получил главную международную премию в секции живописи. На нынешней выставке представлены несколько работ этого удивительного художника. В одном из залов на видеомониторе мы видим телевизионное интервью Раушенберга итальянскому журналисту. Как считают искусствоведы, именно тогдашний триумф поп-арта в Венеции ознаменовал стремительный взлет Нью-Йорка как новой столицы мирового искусства, оставившего позади Париж.
Атмосфера времени
Рецензент «Нью-Йорк таймс» Холланд Коттер назвал выставку «умной» и «многоуровневой». Эстетику погружения в прошлое виртуозно реализовала нью-йоркская творческая студия архитектуры и дизайна Selldorf Architects во главе с немецким архитектором Аннабель Зельдорф.
Информационные таблички на стенах галерей, фотографии и видеоматериалы обозначают самые яркие события «трехлетия». Тогда, в 1962 году в пяти боро (районах) Нью-Йорка жили примерно восемь миллионов жителей. Многочисленные радиостанции вещали на десятках языков. На Вест 52-й стрит строители крепили фасадную панель на новое здание телеканала CBS. Несколькими кварталами севернее полным ходом кипело строительство Линкольн-центра. Тогдашний губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер торопил строителей, с тем, чтобы успеть ввести его в строй к открытию Всемирной ярмарки в Нью-Йорке. Власти города утвердили план сноса железнодорожной Пенсильвания-стейшн для строительства нового спортивно-зрелищного зала Мэдисон-Сквер-Гарден.
Бум коснулся не только американской экономики, но и культуры. Туристы запрудили Таймс-сквер, городские улицы и площади. Поэты и музыканты выступали в кофейнях и клубах Гринвич-Вилледжа. За пять лет, с 1960 по 1965 год, число арт-галерей выросло с 154 до 246. Подскочила и посещаемость музеев.
Экономическая экспансия выбросила на рынок сотни новых товаров. Реклама стала более изобретательной, но и более крикливой. Именно вульгарность и агрессивность потребительской рекламы стали благодатной почвой для экспериментов поп-арта и нарождавшегося концептуализма.
Особенность выставки в том, что зрителя не просто знакомят с картинами и артефактами, но и воссоздают фрагменты урбанистического быта того времени. Неоновый знак винного магазинчика, типовая гостиная с журнальным столиком, на котором разложены номера популярных в то время изданий Time, Life и Ebony, фрагмент кухни с яркими пластиковыми пакетами и банками напитков, витрины магазинов с манекенами, ландроматы, ресторанчики и тому подобное.
Особым интересом на выставке пользуется музыкальный автомат-джукбокс – реликт докомпьютерной эры. Пик его популярности приходится на 50-60-е годы, когда взлетели на гребень моды рок-н-ролл и ритм-блюз. Вообще-то за проигрывание музыки в автомат надо кидать монетки, но для посетителей выставки это удовольствие бесплатно. Диапазон музыки довольно широк – от Shangri-Las до Боба Дилана, от Чабби Чекера до Beatles. Посетители постарше отдают предпочтение простеньким ностальгическим песенкам в стиле Doo-Wop, выбирая любимые мелодии своей юности. Седовласая бабушка с палочкой притоптывает под задорный ритм, окружающие улыбаются.
Локальное и глобальное
Как отмечает Коттер на страницах «Нью-Йорк таймс», Еврейский музей мог облегчить себе задачу, сделав локальную выставку и ограничившись рассказом о деятельности Алана Соломона. Но приглашенный Джермано Челант задался амбициозной целью расширить масштаб экспозиции и соединить культуру и политику. В начале 60-х произошли глобальные события – Кубинский ракетный кризис, Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу и убийство президента Джона Кеннеди. Под воздействием разных факторов американское общество стало громче обсуждать расовые, классовые и гендерные противоречия.
В нескольких залах на больших экранах демонстрируются архивные видеоматериалы той эпохи. Обычно невозмутимый телеведущий Уолтер Кронкайт, с трудом скрывая волнение, сообщает телезрителям трагическую новость об убийстве президента Джона Кеннеди в Далласе.
В другом зале – запечатленные хроникой вехи борьбы афроамериканцев за гражданские права, кульминацией которой стал поход на Вашингтон 28 августа 1963 года и историческое выступление на митинге преподобного Мартина Лютера Кинга. Тогда двести тысяч человек прибыли в столицу, чтобы потребовать от властей конкретных действий против расизма и дискриминации чернокожего меньшинства. В результате этих протестов в 1964 году президент Линдон Джонсон подписал закон об избирательных правах. Проживавший в Нью-Йорке писатель Джеймс Болдуин требует пересмотра расовых отношений в обществе. Гарлемская церковь становится штаб-квартирой «Нации ислама», где с речами выступает Малколм Икс.
На выставке уделено внимание и движению за права сексуальных меньшинств, которое было тесно связано с «новым искусством» и такими заметными персонами артистического Нью-Йорка, как Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Джон Кейдж и Мерс Каннингхэм.
На видеомониторе можно увидеть экспериментальный фильм 1963 года «Пылающие твари» режиссера Джека Смита. Он состоит из несвязанных между собой сюжетов, в том числе и интимного характера. Именно из-за эпатажных эпизодов с трансвеститами у фильма и его авторов возникли неприятности. Несколько кинозалов отказались его показывать, полиция конфисковала пленку. Культовые фигуры интеллектуального протестного движения Йонас Мекас и Сюзан Сонтаг выступили в защиту опального творения, ставшего со временем символом андерграунда.
Мультимедийность выставки проявляется и в ее экспансивном характере. Кинопрограммы-«отпочкования» демонстрируются в артхаусном центре Film Forum и кинозалах Линкольн-центра. До 11 августа в Film Forum показываются 36 фильмов 1962-1964 годов таких мастеров, как Дэвид Лин, Луис Бунюэль, Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик, Федерико Феллини, Серджо Леоне и других. Линкольн-центр фокусировал внимание на подпольном и экспериментальном кино того времени.
Имена творцов киноавангарда гораздо менее известны. Это Кеннет Энгер, братья Кучар, Ширли Кларк. Пожалуй, лишь Джек Смит и Энди Уорхол известны за пределами профессиональной арт-тусовки.