Сахаров: «Я лишь старался быть на уровне своей судьбы»

  • Анна Плотникова

Сахаров: «Я лишь старался быть на уровне своей судьбы»

«Судьба моя была в каком-то смысле исключительной. Не из ложной скромности, а из желания быть точным, замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне своей судьбы».

Этой цитатой из интервью, которое академик А.Д. Сахаров дал газете «Молодежь Эстонии» открывается экспозиция под названием «Андрей Сахаров: тревога и надежда». Выставка организована «Фондом Андрея Сахарова – Общественной комиссией по сохранению наследия академика Сахарова» и Международным историко-просветительским правозащитным и благотворительным обществом «Мемориал» при поддержке комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга.

Выставка уже демонстрировалась в Москве и Страсбурге, а в эти дни проходит в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге. При этом сама экспозиция условно поделена на две части. Развешанные по стенам музейного зала большие планшеты с фотографиями академика Сахарова, цитатами из его публицистических работ и высказываниями о нем его соратников по правозащитному движению предоставлены московскими организаторами. А разложенные на витринах предметы: книги, документы, личные вещи А.Д. Сахарова, взяты из фондов музея.

Здесь есть самиздатовская перепечатка интервью, которое Андрей Дмитриевич дал в 70-е годы шведскому телевидению. Рядом – экземпляр проекта Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, над которым он работал в последние месяцы жизни, и листовка о Всеобщей политической предупредительной забастовке, датированная началом декабря 1989 года. Таким образом – это последний документ, на котором стоит подпись Сахарова.

На соседней витрине – книги Нью-Йоркского издательства имени Чехова: «Горький, Москва, далее везде» и «Воспоминания». Куратор выставки Юрий Соколов рассказывает: «Эти книги присылали по обмену из США для «Публички» и библиотеки имени Маяковского в начале 90-х годов. А они приглашали нас и позволяли брать все, что нас заинтересует. И, конечно, мы выбирали те издания, которые были выпущены в США и других западных странах».

Есть на выставке и российские издания – брошюра «Мир, прогресс, права человека», где собраны статьи и выступления А.Д. Сахарова разных годов, и книга под названием «Сахаровский сборник». Последняя, впрочем, представляет собой репринтное воспроизведение американского издания 1981 года.

О том, какую роль в жизни Сахарова играли Соединенные Штаты, рассказала «Голосу Америки» координатор выставочно-экспозиционной деятельности Музея и Общественного центра имени А.Д. Сахарова Наталья Самовер. Она напомнила, что когда в 1968 году появилась сахаровская статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», где содержались призывы к развитию демократии и плюрализма в Советском Союзе, то на Западе, и, прежде всего в Америке, она разошлась тиражом в 20 миллионов экземпляров. А в самом СССР трижды Герой Социалистического Труда был отстранен от секретных работ над ядерным оружием. В годы ссылки академика Сахарова и его жены Елены Боннэр в закрытый для иностранцев город Горький многие известные американские политические и общественные деятели выступали в их поддержку.

Наталья Самовер также отмечает, что летом 1984 года перекресток 67-й улицы и 3-й авеню в Нью-Йорке получает название «Угол Сахарова-Боннэр», а в Вашингтоне площадь, где расположено советское посольство, переименовывается в «Площадь Сахарова». В это же время на телеэкраны США, а затем и многих других западных стран выходит биографический фильм «Сахаров» с популярным актером Джейсоном Робардзом в главной роли.

А четыре года спустя, уже после возвращения из ссылки свой первый зарубежный визит Андрей Дмитриевич совершает именно в Америку, где его принимает президент Рональд Рейган, и где он встречается со многими известными учеными и правозащитниками. «Америка была для Сахарова страной, где находились его коллеги по занятию наукой, и где жили и работали люди, с которыми он поддерживал политический диалог», – отмечает Наталья Самовер и добавляет, что в США действует Сахаровский фонд, возглавляемый Еленой Георгиевной Боннэр.

Стоит упомянуть и один весьма примечательный предмет на выставке в Музее политической истории. Это – американская рубашка-ковбойка, подаренная Андрею Дмитриевичу Галиной Евтушенко во время его пребывания в городе Горьком. Известно, что дома Сахаров предпочитал носить именно такую одежду, и после смерти академика Галина Евтушенко получила ее обратно от Елены Боннэр, а затем передала в петербургский музей.

В книге отзывов есть такая надпись «Выставка очень интересная… Можно много узнать о взглядах самого А.Д. Сахарова. Еще мой дед работал с ним».

А вот – цитата из высказывания известного правозащитника и политика Сергея Адамовича Ковалева: «А.Д. Сахаров был паладином Разума. Отсюда, кстати, и его демократические убеждения в общественной жизни. Ведь демократия – это единственная в истории попытка устроить общество на разумных основаниях».