Из России в Украину через Польшу с любовью и сочувствием

  • Анна Плотникова

На склад волонтеров поступила партия печек для Украины. Фото Анны Плотниковой.

Несогласные с кремлевской политикой россияне пытаются помочь украинским беженцам в Европе и украинцам, остающимся в своей стране

Согласно официальным данным Организации Объединенных Наций, после начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину более восьми миллионов жителей страны были вынуждены покинуть ее. Около пяти миллионов украинцев устремились к западной границе и нашли временное пристанище в странах Европейского Союза. При этом наибольшее количество украинских беженцев - около 1,6 миллиона - приняла Польша.

Украинцы приезжали в Польшу и раньше, в основном на заработки. И поляки относились к этому, в целом, благосклонно - стране, переживающей демографический кризис дополнительные рабочие руки из соседней страны были только на пользу. «Трудолюбивые и доброжелательные» - так поляки отзывались об украинских трудовых мигрантах.

До 24 февраля 2022 года, согласно польским статистическим исследованиям, в стране проживало 1,3 миллиона этнических украинцев. Теперь это число выросло более, чем вдвое. В настоящее время Польша также является одним из лидеров по объемам военной помощи Украине в пересчете на душу населения. Больше выделяют только государства Балтии (Латвия и Эстония). И, по свидетельству заместителя маршала Сейма Польши Михала Каминьски, многие поляки называют украинцев и украинок своими братьями и сестрами.

В интервью ежедневной испанской газете «El Mundo» глава польского кабинета министров Матеуш Моравецкий отметил: «Я буду счастлив только после победы Украины над российскими оккупантами». И добавил: «Мы не показываем пальцем на других, а показываем пример того, как много можно сделать для Украины. Если бы крупнейшие европейские страны оказали помощь Украине в таком масштабе, как Польша, эта война уже бы закончилась».

Польский премьер также добавил, что, если Европа не поддержит Украину, на карту будет поставлено само существование Европы.

Помимо военной и экономической поддержки украинского государства в Польше также оказывается гуманитарная помощь как украинским беженцам, так и тем, кто остается в самой Украине. И в международной команде волонтеров на польской территории нашлось место и выходцам из России.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» пообщалась с активистами двух инициатив – «Russians for Ukraine» и «Вернем тепло и свет Украине».

«С небольшого ручейка начинается река...»

Александр Огиенко приехал в Польшу из Москвы. После объявления «частичной мобилизации» он получил повестку и решил уехать из России. На поезде он доехал до Санкт-Петербурга, где сел в автобус и, по его словам, «проскочил в Финляндию». Александру повезло, потому что с автобуса, в котором он ехал, российские пограничники сняли трех человек.

Еще через два дня Александр добрался до Варшавы, где нелегально устроился на работу - собирал большие солнечные батареи.

Через некоторое время молодой мужчина нашел контакт с организацией «Ковчег» ("The Ark"), которая помогает антивоенно-настроенным россиянам найти пристанище за рубежом. На тот момент «Ковчег» открыл единственный шелтер в Европе, а именно - в Польше, куда Александр Огиенко и попал.

«Я подключился к работе группы "Вернем тепло и свет Украине" и "Russians for Ukraine" в качестве волонтера. Первая группа вначале состояла всего из трех человек, которые собирали деньги, покупали на них электрогенераторы и отправляли в Украину. За несколько месяцев к этой инициативе подключились сотни организаций по всей Европе, и пошло-поехало. Можно сказать, что из маленького ручейка возникла река», - рассказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Александр Огиенко на складе, куда поступили генераторы для Украины. Фото Анны Плотниковой.

Люди из разных стран приезжали на своих машинах в Польшу, чтобы передать этой группе купленные за собственные деньги генераторы для украинских городов. Александру Огиенко особенно запомнился случай, произошедший сразу после празднования нового года. Молодой человек вышел ранним утром за порог своего дома. Улица была почти пуста, но рядом с его входной дверью припарковал свою машину доброхот из одной из стран Балтии. Очевидно, он ехал всю ночь по шоссе, и увидев приграничный польский городок Медыки, решил передохнуть и заснул. А в его машине было купленный им на свои деньги электрогенератор для Украины.

В Медыках Александр общался с разными людьми. «Поначалу на меня смотрели с опаской, но потом приняли в свое сообщество. Когда я начал работать с беженцами, встречал их на вокзале, помогал им обустроиться на первое время, я увидел, что те, кому я помогал, относятся нормально к тому, что я из России. Они понимали, что я здесь работаю не за деньги, а по велению сердца и благодарили за помощь и поддержку», - свидетельствует Александр Огиенко.

Что такое «собакотерапия»

Следующий российский волонтер - Иван Зайковский приехал из Калининграда, где он работал электриком на стройке. В доковидные времена он, как и многие жители Калининградской области, частенько выезжал на машине в Польшу и Литву за продуктами, которые в соседних с анклавом странах ЕС и дешевле, и качественнее.

В конце апреля прошлого года семья Зайковских получила Шенгенскую визу в конце апреля 2022 года и выехала из России.

Три месяца они волонтерили в приграничных Пшемысле и Медыке, забирали на вокзале украинских беженцев и отводили в польские города, преимущественно - в Варшаву. Украинки, которых Иван встречал в Медыке, были шокированы, увидев машину с российскими номерами. «И я их понимаю, я тоже был шокирован, когда они начинали меня благодарить за помощь», - вспоминал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Через некоторое время Иван узнал об инициативе «Вернем тепло и свет Украине», которая занималась сбором денег для закупки электрогенераторов и электрических печек для украинских городов. Он и его товарищи договорились с заводом-производителем о закупке больших партий, отвозили их на польско-украинскую границу. И, конечно, Иван Зайковский использовал свои профессиональные навыки при отборе обогревательной аппаратуры.

В шелтер на польско-украинской границе он приезжал со своей собакой - двухлетней австралийской овчаркой Вестой. «Увидев ее, беженцы улыбались, гладили ее, а она бежала рядом с ними, виляя хвостом. Это была такая психотерапия, вернее – собакотерапия. А вечером, она возвращалась ко мне очень уставшей, и я понимал, что она работала даже больше, чем я», - рассказывает Иван.

По его словам, Веста очень хорошо понимает настроение людей, подходит к тем, кому нужна моральная поддержка: «И когда у меня самого уже опускаются руки от усталости, Веста подойдет, лизнет, и, кажется, даже подмигивает. Потом повиляет хвостом, и, словно, говорит: “Давай пройдемся, погуляем, поиграем в мячик”. Она – молодец. Если бы не Веста, я не знаю, как бы я с этим справился».

Собака-волонтер Веста с одной из беженок из Украины. Фото Анны Плотниковой.

Собака очень хорошо относится к детям, играет с ними, позволяет себя гладить. «Все волонтеры ее обожали, втихаря подкармливали. Она стала своеобразным талисманом нашего лагеря в Медыке», - продолжает собеседник «Голоса Америки».

В этом лагере было очень много волонтеров из разных стран. Иван особенно выделяет американцев: «Для них очень важно оказывать помощь другому человеку, очевидно, они так воспитаны с детства. Вначале приехала одна американская семья, потом они связались со своими друзьями и приехали еще несколько семей с детьми. Они приехали во время отпуска, то есть, люди тратят свои деньги и свое свободное время для того, чтобы помочь другим. Это просто здорово!».

Некоторые беженцы не скрывали отрицательной реакции, узнав, что им помогают россияне. «Я понимаю, что, когда у человека погибли родные и близкие, он может не принять помощь от нас. Было неприятно, когда ты едешь по шоссе, а из соседней машины тебе показывают неприличные жесты и кричат: “Что ты здесь делаешь? Убирайся в свою Россию!” Но таких было мало, наверное, – один из ста человек. В основном мне попадались люди понимающие, которым все равно, какой у меня паспорт», - свидетельствует волонтер групп «Russians for Ukraine» и «Вернем тепло и свет Украине».

Когда сбываются предновогодние пожелания

Есть в обеих группах и те, кто помогает украинцам заочно, не покидая при этом своей страны. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» пообщалась по телефону с Алиной Ивановой, которая живет в Кембридже.

Молодая женщина является волонтером Российского демократического общества. Эта группа была создана после начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину, ее активисты инициируют антивоенные акции в Лондоне и собирают средства в пользу страны, подвергшейся российской агрессии.

«Когда Россия начала планомерно разрушать инфраструктуру Украины, у нас не было системного фандрайзинга (сбора пожертвований) в пользу Украины, мы поддерживали другие инициативы, помогали их пиарить в соцсетях. Но нам хотелось сделать что-то своё. Я увидела пост «Вернем тепло и свет Украине», мы с ними связались и предложили сотрудничество. И мы стали собирать средства для жертвователей с британскими банковскими картами, потому что в Евросоюзе переводы с британских карт принимать очень трудно», - рассказывает Алина.

Позже участники британской группы решили самостоятельно закупать электрогенераторы для украинских городов. Изначально рассчитывали собрать 2 тысячи фунтов, но собрали 6 700 фунтов. На эти деньги они купили в Польше 11 генераторов и 5 спальных мешков. Это был только первый сбор, а после этого группа стала собирать средства на мощный генератор для водоснабжения в селе Зорянское Харьковской области. «Дело в том, что, когда туда зашли российские оккупанты, они сбрасывали трупы расстрелянных в колодцы, и в результате вода в селе была заражена. Такой генератор стоит порядка 10 тысяч фунтов, Мы нашли самый дешевый и удачный вариант в Великобритании», - свидетельствует Алина Иванова.

Под Новый год участники этой инициативы загадали желание, чтобы сбор средств благополучно завершился вовремя, и это желание сбылось. Доставка из Великобритании шла через страны ЕС, деньги собирали больше месяца, в Украину генератор дошел в 20-х числах февраля.

Как отметила Алина, информация о том, что российские волонтеры помогают Украине, распространилась по всему Соединенному Королевству, и постепенно к этой инициативе подключились британские бизнесмены, которые на свои деньги также стали покупать генераторы для украинских городов.