Эксперты ООН: Россия отказывает украинским пленным в медицинской помощи

Эрик Месе (архивное фото)

Глава Независимой международной комиссии, созданной Советом ООН по правам человека, выступил с докладом

Подчиняющиеся российским властям центры содержания под стражей намеренно отказывают украинским пленным в медицинской помощи, а врачи одной из них даже участвуют пытках, сообщила Независимая международная комиссия, уполномоченная Советом ООН по правам человека для расследования нарушений прав человека в ходе войны против РФ Украины.

Ранее представители комиссии уже заявляли, что российские войска систематически применяют пытки, однако в своем устном докладе ее председатель Эрик Месе подчеркнул, что пытки стали «обычной и приемлемой практикой» и что российские власти действуют «с чувством безнаказанности».

Помимо пыток и изнасилований в тюремных лагерях и в оккупированных городах, Месе осудил «отсутствие адекватной медицинской помощи тем, кто отчаянно в ней нуждается», в подконтрольных России центрах содержания под стражей.

«В одном из учреждений тюремные врачи даже принимали участие в пытках», – заявил Месе.

Его доклад основан на показаниях бывших украинских заключенных, содержавшихся в Волновахской исправительной колонии в Оленевке, находившейся под контролем самопровозглашенной ДНР. В докладе отмечается, что 29 июля 2022 года в результате взрыва здесь погибли многие украинские военнопленные.

По словам заключенных, «десяткам других людей, получивших опасные для жизни травмы, не была оказана своевременная медицинская помощь». Только врачи из украинской армии, содержащиеся в колонии, пытались помочь пострадавшим.

«Им пришлось работать в темноте и без жизненно важного медицинского оборудования, используя простыни для перевязки и то немногое, что осталось в их собственных аптечках, – пояснил Месе. – Они стали свидетелями смерти многих людей в ту ночь, а руководство Оленевской колонии просто стояло и наблюдало за происходящим».

По словам Месе, у многих бывших заключенных остались «серьезные или непоправимые физические повреждения и травмы».

Некоторые заключенные с трудом возвращались к гражданской жизни после освобождения.

«Меня преследовал страх снова оказаться в тюрьме. Физически я дома, но мысленно я все еще чувствую себя в плену из-за травмы, нанесенной мне русскими», – сказал один из заключенных, слова которого приводятся в докладе.

Месе добавил, что финансовый кризис, с которым столкнулась ООН, «серьезно повлиял на укомплектованность секретариата Комиссии и на ее возможности совершать поездки».