«Сейчас, когда идет сложный процесс формирования многополярности, особенно важно защищать принципы достоверности информации. Подлинную свободу слова, которая, отражая разные мнения, позволяет искать компромиссы и общие подходы к решению мировых проблем», - заявил Владимир Путин в середине сентября этого года. Речь была приурочена к 120-летию ТАСС.
Двумя неделями ранее, накануне своего визита в Монголию, Путин заявил, что СМИ в России абсолютно свободны: «Это твердо гарантировано Конституцией. Мы убеждены в необходимости плюрализма и открытости в информационной сфере. Власти конструктивно взаимодействуют с телеканалами, новостными агентствами, газетами, интернет-порталами и другими организациями массовых коммуникаций вне зависимости от редакционной политики».
И добавил, что единственным требованием к журналистам, в том числе и к аккредитованным в МИД РФ иностранным корреспондентам, является соблюдение ими российских законов, пояснив: «Таким образом, будет сохранен необходимый баланс между свободой прессы и национальной безопасностью».
Реальная ситуация со свободой слова в России не имеет ничего общего с декларациями, звучащими из Кремля. Все годы президентства Владимира Путина издания, не согласные с его политикой, подвергались тотальному прессингу и преследованиям. Началось все с телекомпании НТВ, смена руководства которой была названа «спором хозяйствующих субъектов». В 10-е годы появился закон о «СМИ - иностранных агентах», из-за которого редакции ряда западных газет, журналов и телеканалов были вынуждены отказаться от сотрудничества со стрингерами, имеющими паспорта РФ.
А после начала полномасштабной агрессии России против Украины многие российские СМИ, не пожелавшие подчиниться диктату Кремля, вынуждены были переместиться в другие страны. И здесь оппозиционные политики, правозащитники и деятели культуры открыли вещание на видеохостинге YouTube.
О том, для кого они работают, что они хотят донести до своей русскоязычной аудитории и какой отклик получают от своих зрителей, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с авторами трех стриминговых каналов.
«Угрозы поступают постоянно, но мы их воспринимаем достаточно спокойно»
Владимир Милов вспоминает, что собственный YouTube канал он запустил в октябре 2019 года в России. «Это был технический канал, у которого была тысяча подписчиков, и мы вывешивали мои текущие выступления. К тому времени я уже два с половиной года вел передачи на канале "Навальный Live", но мне захотелось высказываться по более широкому кругу тем, и я решил сделать передачу по международной политике, где я бы высказывал свою позицию. И в октябре 2019 гола мы запустили шоу "Обнимашки с диктаторами" про противостояние Свободного мира с нарастающим давлением диктатур», - рассказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Сейчас на канале Милова выходит цикл программ про новейшую историю России: про распад СССР, девяностые и нулевые годы. Решение об отъезде из России в Литву он принял в марте 2021 года, когда началось активное гонение на сотрудников команды Алексея Навального. «У нас тогда было уже 250 тысяч подписчиков, и мы собирались продолжать и расширять вещание. Примерно 65% - 70% нашей аудитории составляют зрители из России, поэтому вопроса, чем заниматься в эмиграции, у нас не было», - продолжает оппозиционер.
После начала полномасштабного вторжения России на территорию Украины у YouTube-канала Милова зрителей прибавилось. Сам он это объясняет тем, что у людей, которые ранее политикой не интересовались, после 24 февраля 2022 года «открылись глаза», и в настоящее время количество подписчиков перевалило за шестьсот тысяч.
«Люди хотят увидеть "нормальную Россию здорового человека", где мы не собираемся ни на кого нападать, хотим жить в мире с окружающими нас странами, строить развитые демократические институты. И запрос на это внутри страны очень большой, особенно на фоне войны», - убежден Милов.
Наибольший отклик у россиян вызывают разговоры о нарастающих трудностях в социально-экономической сфере и в госуправлении, поскольку в официальной прессе материалы на эту тему отсутствуют. «А у меня достаточно большой опыт работы в сфере госуправления, и я понимаю эти проблемы. Поэтому мы стараемся показывать людям изнанку этого режима, и видео на эти темы набирают больше всего просмотров, потому что мы показываем, что на самом деле происходит в государственных институтах, в экономике, в социальной сфере. И подкрепляем их, в том числе, обильными цитатами самих чиновников и олигархов, которые все время проговариваются. И, наверно, это самый популярный контент последнего времени», - делится своими мыслями известный видеоблогер.
По словам Владимира Милова, аудитория его канала рассредоточена по всей России. «Есть такая иллюзия, что оппозиционные каналы смотрят люди, в основном, из Москвы и Санкт-Петербурга, но это совсем не так. Есть много людей из небольших городков в регионах, далеких от столицы. Когда было замедление YouTube в августе этого года, я просил свою аудиторию писать, как у них работает, или не работает (YouTube), и я еще раз убедился, что мы охватываем зрителей от Северного Кавказа до Арктики, нас смотрят на Волге, за Уралом, на Дальнем Востоке. Это городское население преимущественно, и в каком-то смысле - целевая аудитория российских независимых политических кругов. Мы хотели бы поправить гендерное соотношение, сейчас оно 80% на 20% в пользу мужчин, но, по сравнению с другими каналами, оно, в целом лучше», - описывает ситуацию автор YouTube-канала.
Больше всего программы Милова смотрят люди в возрасте от 25 до 45 лет, хотя есть зрители и более молодого, и более старшего возраста.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась, были ли случаи провокационных действий со стороны российского режима?
«Здесь, в Литве власти уже много лет занимаются вопросами безопасности и контроля за теми, кто сюда въезжает. Угрозы поступают постоянно, но мы их воспринимаем достаточно спокойно, хотя серьезно относимся к вопросам безопасности. Я вижу, что российские власти беспокоит то, что я делаю, у меня есть официальный приговор на 8 лет тюрьмы за "фейки об армии" - за программу о военных преступлениях Путина, которую я делал на канале "Навальный Live". Тем не менее, постоянно рассматриваются какие-то новые уголовные дела, протоколы за несоблюдения статуса "иноагента" и я получаю новую информацию о том, что они пытаются меня как-то достать, но власти Литовской Республики их сюда не пускают», - ответил Владимир Милов.
И подчеркнул, что оппозиционное вещание из-за границы имеет серьезное влияние на российскую аудиторию, которую он оценивает в десятки миллионов человек. «Могу сказать, что только у нашего канала в прошлом году была аудитория в шесть миллионов человек, которые хоть раз смотрели наши программы. А постоянная наша аудитория, я думаю, не меньше миллиона. В этом году, я думаю, их будет еще больше, а у других оппозиционных каналов эти цифры еще выше», - добавил он.
На протяжение всего разговора на столе, за которым сидел Владимир Милов, лежал, вытянувшись, черный кот по имени Люцик. Кстати, он довольно часто появляется в кадре программ YouTube-канала Милова, и Владимир в шутку называет его своим «соведущим». «Наша аудитория относится к животным очень хорошо. Конечно, были единичные комментарии о том, что это как-то мешает и отвлекает. Он не исключение, я был в эфире у Тани Фельгенгауэр и на других каналах, где тоже были прекрасные животные. Люди видят, что мы дружим с ними, а отношение к животным многое показывает. И это очень сильно отличает оппозиционные круги от власти, потому что для них все живое - либо расходный материал, либо что-то, что мешается. А мы существуем с окружающим миром в гармонии. И это очень хорошо, потому что многие люди это ценят.
А Люцик здесь живет, он хозяин этой студии и не любит никуда отсюда уходить. Когда же включаются софиты, он сразу понимает, что будет что-то интересное и появляется в кадре», - подытоживает Владимир Милов.
«Сейчас я в переписке с женщиной, которая 25 лет проработала конвоиром»
Свой YouTube канал ведет и глава фонда «Русь сидящая» Ольга Романова.
И она уверяет, что самых больших успехов в деле защиты прав заключенных в России ей удалось добиться после отъезда из страны, и тем более после начала полномасштабной войны, которую российские военные ведут на территории Украины. «Сначала, конечно, был шок и обида. В тюрьме так не говорят, но скажу: оказалось, что люди, которым я помогала много-много лет, на которых ты рассчитывала, они вдруг все ушли на войну. И ты пыталась каждого удержать, а они уходили сотнями и в какой-то момент опустились руки – да что же это такое?! Но потом я увидела других, тех, кто реально оказывал в тюрьме сопротивление, причем были и тюремщики», - рассказала она корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
И подчеркнула, что сейчас, как ни странно, в России идет настоящая пенитенциарная реформа. «Сбылась вековая мечта правозащитников – тюрьмы опустели, только в этом году закрылось 57 колоний, но не так как мы хотели, мы не хотели, чтобы всех убили! А Путин сделал именно это, и сейчас очень тихо, не говоря ничего, переходят на американскую пенитенциарную систему. По крайней мере, уполномоченные по правам человека на местах проговариваются, так как знают, что это тюрьмы для участников СВО», - свидетельствует она.
Сотрудниками и зрителями канала MRR (My Russian Rights) стали по большей части те, кто не имеет никакого отношения к тюремной тематике. «У нас есть староста группы патронов Анна, с которой мы лично ни разу не встречались, познакомились на стримах, потому что она активный участник чата. Живет она в Сиэтле и сейчас занялась тюрьмами – пошла по американским тюрьмам, их изучать, недавно была в депортационной тюрьме, рассказывает много интересного. На самом деле, люди, для которых эта тема внезапно стала близкой – много родственников, есть выпускники Школы общественного защитника от "Руси Сидящей" и Сахаровского центра. Вообще наш чат – это какой-то “благоухающий сад”! Если смотреть на географию, то у нас есть зрители – группа пенсионеров из деревни Вересенец Псковской области, они объединяются, смотрят, пишут. Много смотрит украинцев, есть одна украинка, которая всегда пишет "Вітаю з Венеції", как же это далеко!», - делится подробностями Ольга Романова.
Говоря об обратной связи со зрителями канала, она отмечает: «Заключенные пишут часто, пишут родственники. Сейчас очень много пишут родные солдат, которые не видят разницы, им кажется, что это все про "униженных и оскорбленных" - дезертирство, побои в армии на фронте. Много пишут бывшие заключенные, там всегда очень интересные комментарии вроде "да я там сидел, все знаю!"», - приводит Романова конкретные факты.
И продолжает, что, когда был массовый побег из зоны в Липецкой области, ей написал один мужчина, который там просидел 16 лет, рассказавший, что невозможно связаться с людьми на воле без посторонней помощи. Есть даже бывшие тюремщики, которые сотрудничают с «Русью сидящей». «Сейчас я в переписке с женщиной, которая 25 лет проработала конвоиром в конвойке! Ушла на пенсию и стала "экстремисткой", скидывает мне информацию, аналитику. Простая женщина, но она ни черта не боится! Присылает мне фото, как они пишут на стенах "Нет войне" и это продолжается довольно давно, она ухитряется как-то оставаться на свободе, хотя мне за нее страшновато. После Марша в Берлине я записала в Telegram "кружочек", и она пишет, чтобы я срочно убрала его, потому что "против Вас возбудят уголовное дело!". А я сижу в Берлине в тепле и безопасности и не знаю, что ей ответить», - разводит руками глава фонда «Русь сидящая» Ольга Романова.
«Я не желал ставить пресловутую "плашку", но потом мои коллеги уговорили ее поставить»
Бывший главный редактор журнала «Искусство кино» кинокритик Антон Долин признался, что поводом для открытия собственного YouTube канала стало его интервью Юрию Дудю. «Наш с ним разговор привлек неординарно большое количество зрителей. Пошло много предложений, в частности – давайте откроем ваш собственный канал. Какое-то время я сопротивлялся, потом понял, что это бессмысленно, если все кроме меня считают, что смысл есть», - рассказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Канал называется «Радио Долин», в нем автор и ведущий говорит о культуре и, по большей части - о кино. «Я не хочу обобщающие разговоры обо всем на свете, это не мой жанр, я им плохо владею и не очень его люблю. В какой-то момент запуск канала предложила организовать "Медуза", где я много лет пишу, работаю, знаю этих людей, они для меня совершенно надежны. И я сказал: "Если вы все устроите, то давайте!", - продолжил кинокритик. И они помогли нам запустится, создать закадровую музыку, фирменный стиль, шрифт, дизайн и нашли команду».
Антон Долин считает, что ему удалось подобрать правильную интонацию и постепенно сформировать свою аудиторию. А название появилось следующим образом: «Когда я в диалоге с кем-то забываюсь и вместо того, чтобы слушать собеседника начинаю долго вещать монологом, что-то рассказывать, то мои друзья говорят: "Ну, вот, Радио Долин включилось". А так как я еще и многолетний сотрудник разных радио, то решил, что такое название будет неплохим, и к тому же будет работать на смысловом контрапункте – это же не аудио, а видео. Так и оставили».
Через некоторое время после начала вещания «Медузу», а затем и самого Антона Долина включили в реестр «иностранных агентов».
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у своего собеседника, повлияло ли это каким-то образом на его работу?
«Конечно, повлияло. Вы знаете, что YouTube-каналы живут с рекламы. Сначала у нас отвалилась большая часть рекламодателей, причем больше, чем у других, потому что я не желал ставить эту пресловутую "плашку", но потом мои коллеги уговорили ее поставить, аргументировав, что я там не один. И они, конечно, правы. Какое-то время мы ее ставили, и какие-то рекламодатели были, но дальше их становилось все меньше и меньше, а потом Россия приняла закон, согласно которому никто, хоть как-то связанный с Россией, не может рекламироваться у "иноагентов". А я же "СМИ-иноагент", это еще страшнее считается. И рекламы у нас не стало», - ответил он.
В результате Долин и его команда решили обратиться к своим зрителям с просьбой о финансовой поддержке и получили ее. «У нас небольшое производство, маленькая команда и скромные аппетиты. У нас и аудитория небольшая, мы не дотягиваем пока до 400 тысяч зрителей, но с другой стороны – непонятно, с кем нас сравнивать, нет контекста», - пояснил Антон Долин.
О своей аудитории он отзывается так: «Косвенно могу судить об этих людях по их отзывам и комментариям. Я думаю, что многих интересует кино и нравится та интонация, с которой я о нем говорю. Я привык, что и на очных встречах, презентациях книг и лекциях ко мне подходят люди и говорят, что они кино не любят и не смотрят, а смотрят только меня. Для меня это странный парадокс, и даже не уверен, что это можно рассматривать как комплимент, но я уже смирился».
По оценке кинокритика еще совсем недавно значительная часть его аудитории была в России. Теперь же география охвата зрителей расширилась. Довольно много подписчиков канала «Радио Долин» живут в Украине и Беларуси. «Но также США, Европа, Центральная Азия, Австралия. Это русскоязычные люди, выходцы из СССР, в основном любящие кино. Могу сделать несмелое предположение, для них важен тот фактор, что стремлюсь рассказать о кино демократично. Иногда главные герои не совсем очевидны, как мой любимый иранский режиссер Джафар Панахи. Это то, что среднестатистический канал про кино не рискнет рассказывать, да и у нас тоже немного просмотров. Но я стараюсь обо всем рассказывать так, чтобы было понятно, просто и внятно», - считает Антон Долин. И подытоживает, что, по его мнению, зрителям импонирует его стремление к простоте изложения, а не к простоте мысли.