Страшная статистика войны

Могилы военнослужащих на городском кладбище в Волгоградской области РФ. 30 марта 2024.

По данным западных источников, число убитых и раненых среди военнослужащих РФ и Украины, в сумме могло превысить миллион

Общие потери военных России и Украины с момента развязанной Кремлем широкомасштабной агрессии могли перевалить за отметку в миллион. Об этом во вторник написала газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на подсчёты, сделанные в том числе западными разведками.

По данным WSJ, потери ВСУ убитыми составили 80 тысяч человек, в армии РФ – около 200 тысяч, а число раненых у обеих сторон может быть примерно равным – около 400 тысяч.

Ни Москва, ни Киев не раскрывают официальные данные о потерях на фронте.

Согласно исследованиям журналистов Русской службы Би-би-си, «Медиазоны» и волонтёров, на сегодня поименно установлено уже свыше 69 тысяч погибших российских солдат и офицеров. При этом сами журналисты признают, что это минимальная из возможных цифр, и допускают, что в действительности убитых гораздо больше.

В свою очередь, британская военная разведка также во вторник обнародовала свою оценку российских боевых потерь с начала войны в Украине: 610 тыс. убитых и раненых. При этом пояснений, как получены эта статистика и сколько в ней приходится на убитых и раненых, не приводится.

Цифры, представленные Wall Street Journal, завышены, считает военный эксперт издания «Медуза» Дмитрий Кузнец. По его мнению, есть другие вполне надежные источники для оценки.

«Оценить истинное число погибших российских военных, например, позволяют исследования «Медузы» и «Медиазоны», проводимые на основе данных Реестра наследственных дел (РНД), – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Но тут возникла следующая дилемма. Сбор и анализ данных РНД требуют значительного времени, в результате чего истинные оценки смертности начинают сильно отставать от тех, что регулярно публикуются «Медиазоной» и ее партнерами на основе некрологов».

Чтобы решить эту проблему, мы разработали метод получения оперативной оценки истинной смертности, констатировал Дмитрий Кузнец: «Он опирается на исторические данные из РНД и данные поименных списков некрологов, и с достаточно высокой точностью предсказывает общее число погибших на любой момент времени. По нашим подсчетам на середину лета, в Украине с начала широкомасштабной агрессии убито около 120 тысяч россиян (с диапазоном случайной ошибки от 106 до 140 тысяч). При этом темпы потерь растут: каждый день обходится Вооруженным силам РФ в 200–250 смертей».

Поэтому сейчас цифра погибших может достичь 135-140 тысяч человек, предположил эксперт. «Что WSJ имеет в виду под ранеными, я не знаю. Тяжелых, которых списали с военной службы, по нашим прикидкам, должно быть 130-260 тысяч. Тут надежных источников пока, увы, нет. Но в сумме безвозвратных потерь должно быть не больше 400 тысяч. Арифметика, конечно, все равно страшная», – резюмировал он.

Никакого заметного влияния на умонастроения российского общества эти цифры, к сожалению, не окажут, посетовал в комментарии для «Голоса Америки» преподаватель факультета социальных наук Карлова университета (Прага) Дмитрий Дубровский. Потому что, на его взгляд, данные о потерях недоступны для обсуждения в широких массах населения РФ.

«Независимые СМИ, которые были бы способны донести эту тему до аудитории, истреблены в стране на корню, – уточнил он. – Поэтому подавляющее большинство граждан, во-первых, не читает Wall Street Journal и те издания, которые её цитируют, а, во-вторых, считают эту информацию заведомой неправдой, распространяемой “проклятыми иноагентами, очерняющими доблестную российскую армию”. Все в полном соответствии с нарративами кремлевской пропаганды».

Но в данной ситуации поражает не только это, продолжил Дмитрий Дубровский. «Насколько мне известно, похоронки, получаемые семьями погибших военных, сопровождаются настоятельной просьбой властей не публиковать нигде некрологи и сделать всё по-тихому. Это прямой шантаж со стороны представителей государства, которые обещают финансовую помощь и поддержку матери, вдове и детям только в случае, если они не будут поднимать лишнего шума. И большинство родственников соглашаются молчать за деньги».

Их в этом случае трудно упрекнуть, заметил социолог: «Семьи людей, которые идут на войну, как правило, совсем небогаты, а еще у них ипотека, долги и дети, которых надо вырастить. Но в результате факт гибели на войне перестает быть публичным достоянием. К тому же громадная часть погибших жили не в больших городах. Это люди поселков, небольших деревень. И оттуда резонанс вообще далеко не разносится по определению. При этом понятно, что число похоронок будет увеличиваться, однако пока государство будет затыкать рот родственникам большими деньгами, думаю, ситуация не изменится».

Так что ничто не помешает властям и дальше уничтожать российское население, которое и так очень плохо воспроизводится, подчеркнул Дмитрий Дубровский. Тем самым они добавляют к естественному демографическому кризису кризис рукотворный, заключил он.

Согласно прогнозу, естественная убыль населения РФ, составившая в прошлом году около полумиллиона человек, в нынешнем году может увеличиться еще на сто с лишним тысяч.