Эксперты: военно-полицейский бюджет России - рекордный с советских времен

На заседании Государственной Думы по принятию в окончательном чтении законопроекта о федеральном бюджете на 2025-2027 годы. Москва, 21 ноября 2024 года.

Пушки вместо масла: впервые за время правления Путина в бюджет заложено сокращение расходов на социальную политику

Государственная Дума на днях утвердила закон о бюджете на 2025–2027 годы. По оценкам многих экспертов, включая опрошенных Русской службой «Голоса Америки», документ ориентирован прежде всего на войну и полицейско-охранительные функции государства.

В новом бюджете предусмотрено увеличение финансирования армии на фоне сокращения расходов на социальный сектор жизни.

Цифры говорят сами за себя. На «социальную политику», включающую в себе затраты на пенсии и пособия, в следующем году отводится 6,492 трлн рублей. Это на 16% меньше, чем в нынешнем году (7,731 трлн рублей). Затем социальные расходы увеличатся к 2027 году до 7,249 трлн, но так и не достигнут уровня текущего года.

Доля военной составляющей в расходах казны установит новый рекорд с советских времен — 32,5%. Всего на «национальную оборону» будет отпущено 13,49 трлн рублей.

Чтобы в бюджете сошлись концы с концами, напрягаться придется, как обычно, налогоплательщикам. Начиная с 2025 года власти запускают крупнейшую за десятилетия налоговую реформу: вводится прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также увеличится налог на прибыль бизнеса.

Тем не менее спикер Госдумы Вячеслав Володин на ясном глазу говорит, что бюджет нацелен на то, чтобы «решить задачи развития» страны.

Бюджет на 2025-2027 годы в целом – очень плохой сигнал для российской экономики, считает ассоциированный исследователь в Центре Дэвиса Гарвардского университета, ранее профессор Высшей школы экономики в Москве Андрей Яковлев. По его мнению, этот сигнал во многом предопределяет то изменение настроений в стране относительно «экономических успехов» Кремля и общей экономической стабильности, которое началось в бизнесе уже с сентября.

«Непосредственным поводом для многочисленных негативных прогнозов стало повышение учетной ставки ЦБ, но было бы наивно объяснять изменение настроений только этим фактором, – добавил он. – Ситуация с бюджетом, на мой взгляд, оказывает на процесс гораздо более фундаментальное влияние. Напомню, что при всех повышениях военных расходов, которые происходили в 2022 и 2023 годах правительство и Минфин все же исходили из того, что это повышение касается ближайшего года, но затем, на следующие годы, планировалось заметное снижение военных расходов. То есть, после 10,8 триллионов рублей в текущем году на 2025 год еще несколько месяцев назад Минфин закладывал 8,5 триллионов. Но в конце лета до экономического блока правительства, видимо, довели новые директивы сверху, и Минфину пришлось пересчитать военные расходы на 2025 год до уровня в 13,5 триллионов рублей (или на 50 млрд долларов больше). При этом в отличие от бюджетов прошлых лет никакого сокращения военных расходов на 2026-2027 годы не предусмотрено».

Правительство и Кремль оказываются в ситуации, когда у них в отличие от прежних лет (с 2022 по 2024 годы) нет денег, чтобы одновременно продолжать финансировать войну, покрывать социальные обязательства и поддерживать экономику, полагает Андрей Яковлев: «Прежде в силу разных причин на всё это у них хватало средств. Сейчас эта история заканчивается. По принятому бюджету видно: впервые за все время правления Путина в бюджет заложено в номинальном выражении сокращение расходов на социальную политику. Таким образом, подается откровенный сигнал, что пушки будут в приоритете по сравнению с маслом».

Поэтому все разговоры про нормальную жизнь, которыми власти пытались успокоить элиты и население в течение двух с лишним лет войны, явно исчерпали себя, говорит эксперт: «Это серьезный сигнал для думающей части общества, которое пока еще не разучилось складывать и вычитать. Потому что одно дело, когда Кремль обещает "нормализацию" (и подкрепляет эти обещания цифрами в бюджете), а другое - когда приходится исходить из того, что Россия будет жить в осажденной крепости не один год, как это предполагалось ранее, а практически всегда. Вот эта ситуация новой реальности вызывает проблемы. Многие к этому оказались не готовы. И насколько они будут готовы терпеть дальше, это вопрос. Впрочем, это уже вопрос скорее общеполитический, а не экономический».

Весьма показательно, что военные расходы будут поддерживаться за счет всех возможных источников доходов, заметил Андрей Яковлев. «Так, в бюджет прямо заложено в качестве отдельной статьи доходов 600 миллиардов рублей штрафов, которые планируется собрать с населения. Это означает, что каждый гражданин РФ, включая младенцев и глубоких стариков, в среднем должен будет заплатить в будущем году штрафов на 4 тысячи рублей. Понимая, как работает российская правоохранительная система, не надо будет удивляться тому, что штрафы будут выписывать независимо от того, были нарушения или нет. Это говорит о том, что государство хочет собрать все, что можно “по сусекам” и любыми способами. Для меня это индикатор того, что правительство не может как-либо сократить военные расходы».

Поэтому остальные расходные статьи бюджета будут сжиматься, резюмировал Андрей Яковлев.

Очевидно, что это военно-полицейский бюджет, в свою очередь, убежден экономист Сергей Жаворонков. В этом, по его словам, убеждают цифры.

«Только “чистые” военные расходы составляют без малого 13,5 триллионов рублей, к этому плюсуют полицейские расходы (статья «национальная безопасность») в размере почти 3,4 триллионов, а ещё фактические расходы на военные нужды размазаны по секретным статьям других ведомств, – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – В суммарных это около 40 процентов от всей расходной части бюджета. Ранее военно-полицейские расходы были в районе трети. Впечатляющий рост».

Наполнение бюджета будет осуществляться в том числе за счёт денежной эмиссии, указал Сергей Жаворонков: «Денежная масса в 2023 году выросла на 20 процентов, отсюда и рекордная ставка рефинансирования Центробанка (21%) и сопоставимая инфляция. Последняя, конечно, никакие в не официальные рамки (8%) не укладывается. Вообще (в России) сейчас всё больше цифр засекречиваются или намеренно искажаются, поэтому по-хорошему нужно стараться использовать при оценках альтернативную статистику».

Улучшения качества жизни и роста благосостояния от такого бюджете основной массе россиян ждать не приходится, утверждает экономист. «Так, к военно-полицейскому сектору имеют отношение порядка 5 миллионов из 108 миллионов взрослого населения. Они, как и расплодившееся чиновничество, могут рассчитывать на кусок от бюджетного пирога. Но большинство граждан от этих щедрот ничего не получит кроме инфляции. Режиму выгоднее кормить пропаганлдистские госСМИ. Как тут не вспомнить притчу о Ходже Насреддине, который заплатил трактирщику за запах мяса звоном монет. Российскому населению также не планируется ни мяса ни монет зато много звона.

Расходы бюджета на образование практически не изменятся: 1,577 трлн рублей в следующем году против 1,546 трлн в текущем. А финансирование пропагандистских госСМИ вырастет до нового рекорда: они получат 137,2 млрд рублей — на 13% больше, чем в 2024-м.