Госдума узаконила право властей признавать россиян «иноагентами»

Митинг протеста в Москве против ограничений свободы интернета. 23 июля 2017 г.

Критики принятого в третьем чтении законопроекта опасаются, что его можно применять для неограниченно широкого круга лиц и изданий

Государственная дума РФ дала белый свет законопроекту, позволяющему признавать «иностранными агентами» физических лиц, приняв документ в третьем чтении, сообщают СМИ в четверг, 21 ноября. Новую законодательную инициатива депутаты поддержали абсолютным большинством голосов при четверых воздержавшихся.

Скорость прохождения документа и поддержка его всеми без исключения думскими фракциями, по мнению экспертов, говорит о том, что инициатива спущена сверху. В Думе хватает законопроектов, которые годами пылятся без всякого движения.

Суть документа и то, какими последствиями он чреват, изложено здесь

Your browser doesn’t support HTML5

«Резко репрессивный характер»

Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович накануне призвала Госдуму не принимать пресловутый законопроект, предупредив, что в противном случае это нанесет очередной серьезный ударом по свободе СМИ в России и возможности людей получать и распространять информацию. Подобная ситуация несовместима с международными и европейскими стандартами в области прав человека, подчеркнула европейский омбудсмен.

Как показывают результаты недавнего опроса «Левада-центра», за последние два года число россиян, считающих свободу слова одной из важных, возросло почти на четверть – с 34 до 58 процентов.

Законопроект сразу вызвал шквал откликов в СМИ, блогах и соцсетях. В числе прочих документ не обошли вниманием и экономисты.

Так, финансист, эксперт Московского центра Карнеги Андрей Мовчан отметил «дикую, вопиющую безграмотность» законодателей.

«И ведь они сами в общем понимают, что как обычно сделали не столько антидемократический закон, сколько обычную халтуру – но их попытка оправдаться выглядит еще более нелепо: «Мол будем применять правильно». То есть закон – фуфло, и потому сразу скажем, что будем его нарушать, применяя избирательно», – пишет он в блоге радиостанции «Эхо Москвы» (орфография авторская).

В свою очередь, бывший министр экономики Андрей Нечаев назвал документ абсурдным. По его оценке, теперь неугодные власти СМИ и просто активных граждан будут элементарно разорять штрафами, «заставляя замолчать или эмигрировать».

«Наряду с НКО-иноагентами теперь появляются СМИ-иноагенты и люди-иноагенты, – указывает он в Facebook. –Таковыми будут признаны СМИ, получающие зарубежное финансирование. Это не только всякие BBC и Deutschе Welle. Под эту категорию, например, почти наверняка попадет канал Ходорковского "МБХ-медиа" и ему подобные».

Журналисты, пишущие для этих изданий, рискуют стать изгоями, объектами репрессий и санкций, констатирует Андрей Нечаев.

Главный редактор «МБХ- медиа» Вероника Куцылло в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» расценила новую законодательную инициативу как продолжение глобального наступления на свободу слова в стране. Вместе с тем, по ее мнению, все попытки причислить «МБХ-медиа» к СМИ-иноагентам выглядят достаточно смехотворно.

«Мы, вся редакция, существуем в России, – подчеркнула она. – Я, как и владелец домена, российские граждане. Как они будут доказывать обратное, посмотрим. В перечне (иноагентов) наше издание вместе с «Медузой» упомянуто. Но будут ли они непременно пытаться использовать этот ярлык против нас, зависит от них».

Однако, если власти применят закон о СМИ-иноагентах к «МБХ-медиа», это будет совершенно неправовой путь, резюмировала главный редактор издания.

Тележурналист, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ Николай Сванидзе в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» с сожалением заметил, что предназначение закона крайне реакционное. Как ему представляется, закон может и будет использоваться против неугодных властям лиц и СМИ.

«В общем, любой журналист, блогер, а то и гражданин РФ, занимающие принципиальную позицию, оказываются весьма уязвимыми в контексте этого закона, – добавил он. – И им всегда можно “присобачить” все, что угодно. Все сделано с целью закупорить рты всем, кому ни попадя».

Николай Сванидзе также признался, что не верит словам авторов документа об избирательности его применения.

«То же самое говорилось и о применении закона об иностранных агентах- НКО. Да что вы боитесь, ничего для вас не изменится, убаюкивали правозащитников адвокаты власти. Нет, очень даже изменилось», – заключил Николай Сванидзе, входящий также в Совет по правам человека при президенте РФ.

По данным СМИ, в российский реестр иноагентов включены 70 НКО, половина из которых занимается правозащитной и гуманитарной работой, а также социальной защитой.