Новое обострение ситуации на Северном Кавказе

  • Джонас Бернстайн

По сведениям российских властей в последние недели участились нападения боевиков на работников силовых структур на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Аналитики указывают, что ситуация выглядит иначе, чем год-два назад. По мнению независимого военного обозревателя Павла Фельгенгауэра, если раньше сепаратистов вдохновляли националистические цели, сейчас ими, во многом, движет религиозный радикализм.

Как считает Фельгенгауэр, боевики действуют «достаточно эффективно». Они пользуются широкой поддержкой населения в Ингушетии. И хотя их популярность в Чечне и Дагестане пошла на убыль, они сумели сохранить в обеих республиках достаточное число сторонников для выживания и организации нападений.

Фельгенгауэр отмечает еще один фактор, толкающий людей в ряды сепаратистов: «репрессивные меры» местных и федеральных властей. Правозащитные организации не раз обвиняли чеченского президента Рамзана Кадырова, который в прошлом сам был боевиком, в гонениях на население. В частности, при нем началась практика поджога домов родственников подозреваемых боевиков.

В июне после покушения на жизнь президента Ингушетии Кадыров объявил, что на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым ему было поручена координация совместных действий чеченской и ингушской милиции против мятежников. С тех пор число нападений в обеих республиках, а также в Дагестане, стало расти.

Глава независимого Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов говорит, что руководство республик, граничащих с Чечней, опасается роста амбиций Кадырова. Чеченский лидер в состоянии какое-то время контролировать положение в республике, однако его попытка управлять ситуацией в Ингушетии была встречена «крайне негативно» в соседних республиках, включая Ингушетию.

В долгосрочном плане Коновалов прогнозирует углубление трудностей на Северном Кавказе, особенно учитывая отсутствие у Москвы «разумной политики» по отношению к беспокойному региону.