Ожидания Запада и разочарования России

Ожидания Запада и разочарования России

Эксперты и политики из Америки, России и стран Европы попытались ответить на вопрос о том, смогут ли государства этих регионов добиться плодотворного сотрудничества, учитывая, что Россия часто не разделяет основные ценности Запада о правах человека, демократии и рыночной экономике. Площадкой для дискуссии стал университет Джонса Хопкинса в Вашингтоне.


США и Россия – что общего?
По мнению российского журналиста Владимира Познера, в силу исторических и культурных условий, между Россией и США существуют «глубокие» различия. На Западе ошибочно думают, что раз внешне русские похожи на них, то и мыслят они также, сказал он.

«В России не было ренессанса, а поэтому и развития демократии», – отметил Познер. Роль Православной церкви, которая придерживается антизападных взглядов и преподносит Москву как «третий Рим», сильна по сей день. «Эти установки о русском пути, о русской душе, о русском народе имеют особое влияние на Россию», – считает Познер.

Эксклюзивное видеоинтервью Владимира Познера Русской службе «Голоса Америки» смотрите здесь

Идея о «русской исключительности», которую разделяют многие россияне, не всегда берется в учет теми, кто пытается понять, почему ценностные ориентиры России и Запада расходятся, считает Познер. В России есть отдельные журналисты и политики, которые понимают значение демократии, однако это еще не признак того, что демократические преобразования имеют поддержку всего общества, добавил журналист.

С таким мнением не соглашается Дэймон Уилсон, вице-президент Атлантического совета. По его словам, Познер не учитывает тот факт, что на Западе часто не до конца понимают Россию в качестве уникального партнера. В частности, он называет три важных аспекта, которые Россия требует от Запада. А именно – невмешательство в ее внутренние дела, признание сферы ее геополитического влияния и помощь в модернизации экономики.

«Однако самым важным остается то, что мы не должны воспринимать друг друга в качестве врагов, – продолжил Уилсон. – Россия способна быть очень полезным партнером, но мы часто недооцениваем ее значимость».

Вместе с тем, эксперт добавил, что до тех пор, пока Россия будет продолжать игнорировать плачевную ситуацию с правами человека, американо-российские отношения будут ограничены.

В свою очередь бывший премьер-министр Венгрии Гордон Бажнай отметил, что поскольку ценностные ориентиры Запада и России расходятся, США и Европе необходимо развивать отношения на основе общих интересов.

Конгрессмен Тернер против СНВ-3

Конгрессмен Майк Тернер

Конгрессмен Майк Тернер выступил категорически против ратификации СНВ-3, поскольку в договоре не оговариваются детали противоракетной обороны в Восточной Европе. По его словам, Россия преднамеренно пытается ослабить ПРО у своих западных соседей. Совместно с 14 другими конгрессменами, Тернер будет пытаться добиться от Сената того, чтобы Договор СНВ-3 был ратифицирован только тогда, когда Россия согласится с условиями противоракетной обороны в Восточной Европе.

«Политика президента Обамы привлечь Россию к сотрудничеству рассматривается другой стороной как слабость», – сказал Тернер. Поэтому, по его мнению, если США дадут возможность России и далее диктовать условия по ПРО, то руководство страны воспримет это как сигнал для дальнейшего продвижения своих национальных интересов.

НАТО и Россия

Хавьер Солана

«НАТО и Россия никогда по сути не представляли друг для друга опасности. Это понимают и в альянсе, и в Москве», – сказал в своем выступлении бывший Генеральный серкетарь НАТО Хавьер Солана. Вместе с тем он отметил, что вступление России в НАТО остается сложным вопросом.

Бывший представитель США в НАТО Роберт Хантор поддержал Хавьера Солана в том, что ни Россия, ни страны НАТО не готовы к полноценному доверительному партнерству.

«Однако наши разногласия не означают, что мы не можем найти взаимопонимание во многих вопросах», – отметил Роберт Хантон. По его мнению, оптимальный вариант отношений с Россией – безопасная дистанция: «не слишком близко и не слишком далеко».

«В России глубоко разочарованы результатами саммита в Лиссабоне», – сказал в своем комментарии руководитель Центра региональных аспектов Американской военной политики в Москве Владимир Батюк.

Российский эксперт отметил, что в Кремле убеждены, что НАТО продолжает расценивать Россию как стратегического противника. Подтверждением этому, по словам Владимира Батюка, являются попытки расширить влияние НАТО в странах бывшего СССР и Восточной Европе.

Лидер российской политической партии «Правое дело» Георгий Бовт основной упор в своем вытуплении сделал на взаимный интерес стран членов НАТО и России.

«Одной из главных объединяющих сфер является борьба с терроризмом, как в глобальном масштабе, так и в отдельно взятых областях, в частности, на юге России, где все более актуальной становится проблема военизированного ислама», – сказал Георгий Бовт.

Депутат Бундестага, участник Американо-германской Парламентской группы Карл-Джордж Веллман поддержал заявление российского политика в отношении совместных целей перед угрозой исламской радикализации.

«Раздробленная, слабая Россия с Исламским Эмиратом на юге – это самая страшная перспектива для Европы. Германии Россия нужна как сильный политический и экономический партнер», – подчернул депутат Веллман.

Директор Центра Трансатлантических отношений в университете Джонса Хопкинса Дэн Хамилтон отметил, что уступки в отношениях с Россией очень частно означают отказ от фундаментальных ценностей западной демократии и замалчивание проблем с правами человека в России.

«Замалчивая такие вопиющие факты, мы даем повод российским политикам обращаться с нами также, как они обращаются со своим собственным народом», – заметил Дэн Хамилтон. Он выразил несогласие с утверждением депутата Бундестага о том, что фрагментация России – самая серьезная угроза для внешнего мира.

«Происходящее в России свидетельство того, как длительное лишение народов права на самоопределение ведет к радикализации. Не стоит ли нам задуматься о том, что несколько, пусть маленьких, но стабильных государств безопаснее, чем одно большое и нестабильное», – заключил Дэн Хамилтон.

Европа и Трансатлантическое партнерство: мост или преграда?

Завершающая сессия форума была посвящена влиянию России на двух ближайших соседей – Украину и Грузию.

Председатель комитета по Европейской интеграции в Верховной Раде Украины Борис Тарасюк отметил, что политически и географически влияние стран Европы гораздо шире, чем территория влияния НАТО, исходя из чего Европу нужно рассматривать как мост, а не как преграду Траснатлантическому соглашению. В то же время, отметил украинский политик, геополитическая реальность, в которой находятся страны Центральной Европы, которые пытаются исполнять свои обязательства перед ЕС и НАТО, серьезно отличается от реальности американской. Они оказались в заложниках противоречий между Америкой и странами «старой» Европы.

«Напряженность в отношениях Европа-НАТО, в частности в таких вопросах как военное присутствие в Ираке или отношение к Ирану, когда дискуссии бывают более чем острыми, – как нога на горле восточно-европейских стран», - подчеркивает Тарасюк.

Как правило, от подобных противоречий выигрывает третья сторона, в данном случае – Россия, продолжает политик. По его мнению, Россия целенаправленно пытается разобщить страны Европы и Америку, используя для этого энергетические ресурсы и нанося таким образом серьезный ущерб Трансатлантическому союзу.

«Моя рекомендация всем странам участникам Трансатлантического договора очень лаконична: не позволяйте России развалить соглашение», – сказал в заключение украинский парламентарий.

Вице-премьер Грузии, министр по Европейской и Евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе отметил, в Грузии четко понимают, что времена холодной войны в прошлом, как это понимают и на Западе.

«Однако не нужно тешить себя иллюзиями, что это понимание также четко в России. Дух холодной войны все еще движет российским политическим руководством и доминирует в стране», – отметил грузинский вице-премьер.

Сожаление по поводу развала СССР, недовольство по поводу появления независимых государств и желание вернуть себе господство над утраченными территориями, по мнению Барамидзе, определяют главные приоритеты России в отношениях со странами соседями. Он также отметил, что крупный бизнес в России полностью контролируется властями, и в идеале такую же схему прямого подчинения крупного бизнеса Кремль хотел бы иметь и в странах бывшего СССР.

Европейским странам, по мнению Георгия Барамидзе, жизненно необходимо создать консолидированную энергетическую стратегию, что поможет им выработать иммунитет против энергетического «диктата» со строны России.

Война с Грузией существенно повлияла на атмосферу в Центральной Европе и странах Балтики, полагает грузинский политик. По его убеждению, страны Европы и Балтики после событий в Грузии почувствовали себя уязвимыми и беззащитными перед лицом российской угрозы.

«Только ясные и жесткие сигналы Запада могут помочь России отказаться от иллюзий господства, примириться с реальностью и вступить в конструктивный диалог с Европой и Америкой», – сказал в заключение вице-премьер Грузии.

Другие аналитические материалы читайте здесь