Есть ли в России предпосылки для социального взрыва?

Алексей Кудрин

По данным Росстата, в 2018 году в России насчитывалось 18,9 млн бедных

В Кремле признали существование проблемы, связанной со снижением доходов россиян, но не согласны, что это создает предпосылки к социальному взрыву. Так прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прозвучавшее в прямом эфире высказывание глава Счетной палаты РФ Алексея Кудрина.

«Формулировки на счет каких-то взрывов и так далее — мы не можем с этим согласиться. Скорее, относим это к эмоциональным проявлениям», — констатировал Песков.

Выступавший на днях в передаче «Познер» на Первом канале Алексей Кудрин, отвечая на вопрос ведущего, допустил вероятность «социального взрыва» в России в случае дальнейшего роста бедности и падения уровня жизни граждан.

«Конечно, у меня есть беспокойство. В последние годы уровень жизни наших граждан снижался, сейчас около 12,5 миллионов человек находится за чертой бедности…» — в частности, сказал он.

По его словам, 70% бедных граждан проживает в семьях с детьми и «бедность в России стала позором», особенно на фоне того, как живут люди в развитых западных странах. Алексей Кудрин уверен, что в Российской Федерации с ее уровнем ВВП на душу населения такого явления не должно быть.

По данным Росстата, в 2018 году в России было 18,9 млн бедных человек, что составляет 12,9% от всего населения.

Экс-министр экономики России Андрей Нечаев в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что российская власть, в целом, на эту болезненную для нее тему говорит весьма активно. Так, одной из национальных целей развития, которую выдвинул президент в своих указах, стало уменьшение уровня бедности и обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения, указал он.

«Беда в том, что чрезвычайно мало практических действий в данном направлении, зато идут всякие спекулятивные рассуждения о том, что надо изменить методику расчета бедности, – подчеркнул экономист. – А (Татьяна) Голикова (заместитель председателя правительства РФ по вопросам социальной политики – В.В.), например, еще и любит говорить о том, что вначале надо понять, сколько вообще в стране бедных».

В этом контексте, по оценке Андрея Нечаева особенно опасны некоторые свежие инициативы региональных властей, на которых федеральный центр пытается переложить груз ответственности за происходящее: «Так, в Ивановской области родилось предложение не платить социальные пособия так называемым мнимым бедным, которыми они (чиновники) называют людей, у которых есть, скажем, земельные участки или сверхнормативная жилая площадь. На мой взгляд, это будет крайне неудачное и достаточно жестокое решение, если оно воплотится в жизнь».

Что касается социального взрыва, то я в своих прогнозах уже ошибся, признался экс-министр, который думал, что реакция населения на многолетнее падение реальных доходов станет значительно более массовой и активной. Пока в поединке телевизора с холодильником все-таки кремлевская пропаганда берет верх, резюмировал он.

Схожей точки зрения придерживается директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев. По его мнению, говорить сегодня о скором социальном взрыве в стране не приходится.

«Да, снижение реальных доходов населения происходит фактически шестой год подряд, символический рост в 1,1% в прошлом году переломом или тенденцией назвать нельзя, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Но все происходит очень постепенно. Это не то падение уровня жизни, которое способно привести к резкому всплеску социального недовольства. Люди потихоньку адаптируются к бедности».

Вместе с тем, как представляется профессору, то, что об этой проблеме в таком ключе говорит Кудрин, весьма примечательно, поскольку главу Счетной палаты вполне можно отнести к людям из круга власти.

«Кроме него никто (из чиновников высокого ранга) ничего в подобном духе не говорил. Естественно, до бесконечности такая ситуация продолжаться не может. Если тенденция продолжится, если падение уровня жизни начнет измеряться десятками процентов, то это вызовет острое социальное недовольство», – заключил Игорь Николаев.