Голодовка политзаключенных в России – дань памяти прошлому и приговор настоящему

Владимир Кара-Мурза (архивное фото)

День памяти жертв политических репрессий новые узники совести отметили в российских тюрьмах акцией протеста

25 членов Европейского парламента выразили поддержку и солидарность с российскими политзаключенными, объявившими о голодовке, приуроченной ко Дню памяти жертв политических репрессий, сообщают в понедельник СМИ со ссылкой на депутата Европарламента от Литвы Андрюса Кубилюса.

«Мы восхищаемся непоколебимой решимостью политических заключенных, которые, несмотря на пытки и тяжелые условия, продолжают восставать против несправедливости, в том числе против несправедливой войны. Наши слова поддержки также распространяются на адвокатов, которые неустанно представляют интересы политических заключенных, часто подвергая себя большому риску», – говорится в документе Европарламента.

Однодневная голодовка 30 октября была инициирована Алексеем Навальным, осужденным нынешним летом на 19 лет колонии особого режима, и подхвачена Владимиром Кара-Мурзой, Ильей Яшиным, Вадимом Останиным, Лилией Чанышевой, Даниэлем Холодным и другими узниками совести, подвергающимися преследованию властями. В частности, Радио Свобода сообщило, что принять участие в акции также изъявил желание Михаил Кригер.

Согласно подсчетам «Скат media» и «Настоящего времени», в России сегодня отбывают уголовные наказания по сфабрикованным обвинениям свыше восьмисот политических заключенных. По подсчетам «Мемориала» их количество после 2014 года выросло в 15 раз. При этом понятно, что в правозащитный мониторинг попали далеко не все.

Помимо изначально заявленной цели акции, смысл ее, очевидно, состоит в солидаризации самих политзаключенных, полагает российский оппозиционный деятель и правозащитник Наталья Пелевина. По ее словам, число осужденных по политическим мотивам сейчас в России множится с каждым днем.

«По самым скромным и явно неполным подсчетам, их сегодня от шестисот до более тысячи человек, – добавила она. – Конечно, забывать об этом нельзя при любых обстоятельствах. Так что акция направлена не просто на то, чтобы вспомнить о Дне политзаключенных. Ясно, что мероприятие носит символический смысл, а не какой-то сугубо практический. Необходимо, чтобы даже на фоне череды войн российское и мировое сообщество все-таки не забывали о том, что люди в России сидят за решеткой за свои политические убеждения, в том числе за антивоенную позицию».

Пока неизвестно, сколько человек присоединилось к голодовке, заметила Наталья Пелевина: «Понятно, что власти и подконтрольные ей СМИ сделают всё от них зависящее, чтобы мероприятие прошло не замеченным для широкой публики. К тому же это очень личное решение каждого, кто принял такое решение. О том, что происходит с заключенными, мы уже давно узнаем только через лаконичные сообщения адвокатов. Да и это становится всё проблематичнее. Адвокаты Алексея Навального сами сидят в тюрьме по надуманному обвинению».

По данным СМИ, к акции присоединились три арестованных защитника Навального: Вадим Кобзев, Алексей Липцер и Игорь Сергунин.

Если сравнивать с последними годами СССР, то сейчас ситуация с политзаключенными стала в общем значительно хуже, подчеркнула политик: «Об этом говорят все правозащитники. Притом, что в советские времена информации из мест заключения было гораздо меньше. К тому же сегодня общество в целом стало более безразличным. Ясно, что есть определенное количество неравнодушных людей, которые поддерживают всем чем могут, политзэков, включая сегодняшнюю голодовку. Но это капля в море», – резюмировала Наталия Пелевина.

Солидарность с политзаключенными важна для российского и мирового сообщества во всех смыслах и проявлениях, убежден руководитель независимого правозащитного проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» Сергей Давидис.

«Потому что лишение свободы по политическим мотивам – это не только вопрос, касающийся судеб конкретных людей и стандартов основополагающих прав человека, – указал собеседник «Голоса Америки». –Именно на фундаменте внутренних репрессий строится в числе прочего и внешняя агрессия. В результате жестокого подавления российского гражданского общества путинский режим получил возможность развязать войну против Украины и продолжать её. Поэтому внимание к судьбам политзаключенным приобретает особенно актуальный характер. Вдобавок к о всему, находясь в России, каждый рискует оказать на их месте».

Проявление солидарности с политзаключенными – это то, вокруг чего в значительной степени должно выстраивать свои действия российское гражданское общество сегодня, полагает Сергей Давидис. «Мне кажется, что инициатива Навального чрезвычайно своевременна. Необходимо, чтобы солидарность с узниками совести стала делом не только правозащитников, но и самых широких слоев общества. Главное – это публичное выражение солидарность и последующие конкретные действия, направленные на поддержку российских политзаключенных: письма им, пожертвования, распространение информации. Это, думаю, лучший способ отметить 30 октября», – заключил правозащитник.