Удар израильских ВВС по иранским военным объектам: последствия для России

Вид Тегерана с воздуха в ночь удара израильских ВВС по объектам в пригороде столицы Ирана. 26 октября 2024.

Эксперты о том, как может отразиться успешная операция израильских ВВС на поставках иранских ракет России

Совершенный 26 октября удар израильской авиации по объектам военного значения в Иране остается в центре внимания мировых СМИ и информационных агентств. Накануне Associated Press со ссылкой на спутниковые снимки сообщило, что в результате этой атаки, очевидно, пострадала база Корпуса стражей Исламской революции в Шахруде.

Согласно разведывательным данным Израиля, объект в Шахруде важен для производства баллистических ракет и развития иранской космической программы. Как отметило Associated Press, атака могла серьезно подорвать потенциал Ирана в области производства твердотопливных ракет.

По сообщениям СМИ, всего Израилю удалось вывести из строя 12 установок, производивших топливо для баллистических ракет. У Ирана нет собственных технологий для восстановления уничтоженных предприятия. Поэтому военные аналитики сходятся на том, что Россия в результате тоже может оказаться в числе “пострадавших", лишившись поставок иранских ракет, которые Кремль закупает для войны в Украине.

Власти Ирана определят, как ответить на удар с воздух по обьектам на своей территории. Ответные меры будут нацелены на то, чтобы Израиль смог осознать «силу и решимость иранской нации» - так прокомментировал последние события верховный лидер исламской республики Али Хаменеи, назвав происшедшее серьезным просчетом Израиля.

США отрицают свое участие в атаке Ирана, но призывают Тегеран воздержаться от ответа Израилю, чтобы избежать эскалации конфликта.

Судя по всему, в результате удара израильской авиации возможности Ирана по производству баллистических ракет действительно существенно пострадали, предположил израильский военный эксперт Давид Шарп. По его мнению, в частности, это касается твердого топлива для ракет.

«При этом я опираюсь на солидные источники, вызывающие доверие, – уточнил он в интервью «Голосу Америки». – Вместе с тем, насколько серьезно пострадали иранские производственные мощности и на каких конкретно типах ракет это прежде всего скажется – – пока говорить затруднительно. Можно допустить, что удар затронул производство баллистики различной дальности – от сотни километров до тысячи километров и больше. Если, оговорюсь, это действительно так, то, естественно, у Ирана возникнут большие сложности с пополнением собственного арсенала и экспортом оружия».

России уже поставлялись ракеты дальностью около ста километров, утверждает Давид Шарп. Но Москва, как ему представляется, заинтересована в приобретении ракет большего радиуса действия: «Тут, однако, свои сложности. Да, ракеты малой дальности Ираном против Израиля не используются, однако их охотно применяют тегеранские марионетки. Так что в случае ограничения производства или его полного прекращения Иран встанет перед выбором: поставлять ли ракеты такого типа России, или нет».

Впрочем, до последней поры российские военные без иранских ракет в общем обходились, заметил эксперт. Зато из Ирана в Россию массово поставлялись беспилотники, резюмировал он.

В свою очередь, военный эксперт издания «Медуза» Дмитрий Кузнец затруднился с оценкой того, как израильская атака могла повлиять на поставки иранских ракет России.

«Тут две основных проблемы, – пояснил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Во-первых, нет надёжных данных о том, что Израиль уничтожил производство ракет. Во-вторых, неизвестно точно, переданы ли России Fath-360 (компактные иранские тактические ракеты малой дальности). Кроме того, в любом случае пока нет подтверждений, что они использовались (российскими военными)».

Тегеран как военный союзник более важен для Москвы по другой причине, полагает Дмитрий Кузнец. С помощью Тегерана в России, похоже, полностью локализовано производство иранских беспилотных летательных аппаратов «Шахед».

Напомним, эти беспилотники широко используются в ходе полномасштабного российского вторжения в Украину под название «Герань-2».

Помимо прочего, как сообщала Wall Street Journal, в результате налета 26 октября израильских самолетов уничтожены все три остававшиеся у Ирана российские зенитно-ракетные комплексы С-300 – основа противовоздушной обороны страны. Закупленные в 2016 году, они продемонстрировали низкую эффективность при отражении атаки и сами оказались беззащитными мишенями. По мнению военных экспертов, это стало серьезным ударом по ВПК РФ.

С-300 никак себя не проявили в ходе налета, согласен Давид Шарп. На его взгляд, эффективность этих систем сильно переоценена с подачи российской пропаганды.

«С-300 и С-400 подавались (в прокремлевских СМИ) как некое чудо-оружие, “совершенство” в сфере ПВО, – говорит он. – Естественно, это не так. Они, безусловно, опасны для противника, но это отнюдь не самый передовой уровень технологий в области ПВО. У США и Израиля, к примеру, есть более продвинутые системы».

К тому же еще очень важно грамотное применение средств ПВО и «качество» противостоящего противника, подчеркнул эксперт. «Да, С-300 в руках ВСУ хорошо себя показали против российской авиации. Но Израиль применил продвинутую тактику системы поражения. Плюс использовал летательные аппарата высшего класса (включая стелс-истребители F-35 – В.В.). Атаки такого рода всегда требуют комплексного подхода. Результат налицо», – заключил он.

Дмитрий Кузнец при анализе действий С-300 во время отражения атаки сослался на отсутствие данных объективного контроля и официальных заявлений Ирана на этот счет.

«Также мы не знаем, какие силы и какую тактику использовали ВВС Израиля. Поэтому неизвестно, насколько эффективны были (российские) комплексы. Но способность Израиля преодолеть ПВО Ирана сомнений не вызывает. В том числе способность провести операцию типа Suppression of Enemy Air Defenses, то есть физически уничтожить часть комплексов», – подытожил эксперт.