Кризис в Европе и прогнозы для России

  • Вадим Массальский

Одд Пер Брекк

«Совершенно очевидно, что Европа переживает период потрясений. Однако наша публикация не касается этих потрясений, как таковых. Она сосредоточена на периоде, следующем за этими потрясениями. И ее цель – определить задачи, которые европейские правительства должны будут решать, чтобы прекратить нынешний неравномерный спад в экономике и добиться прочного и устойчивого роста». Такое заявление сделал сегодня на встрече с московской прессой, представляя очередной региональный европейский доклад Международного валютного фонда (МВФ), глава постоянного представительства этой организации в России Одд Пер Брекк.

Представитель МВФ отметил четыре ключевых вывода доклада. Во-первых, восстановление европейской экономики частично продолжает зависеть от мер государственной поддержки, однако ЕС «подходит к пределу эффективности» этой самой поддержки. Поэтому каждая из европейских стран должна разработать свой план свертывания государственного вмешательства в национальную экономику.

Во-вторых, эти национальные планы должны быть «четко скоординированы», чтобы избежать «новой волны финансовой нестабильности». Это особенно важно для Европейского Союза, где экономики тесно переплетены. Но это также важно и для России, которая играет важную роль в «Большой Двадцатке».

В-третьих, должны быть исправлены ошибки в финансовой, и прежде всего – в бюджетной политике европейских государств, а также – в продвижении структурных реформ.

Наконец, в-четвертых, колебания потоков международного капитала, вероятно, будут продолжаться. И это ставит серьезные задачи для европейских стран с формирующимся рынком, в том числе и для России.

В свою очередь начальник европейского отдела МВФ Хельге Бергер, озвучил следующий «весьма скромный» прогноз восстановления европейской экономики. В 2010 году – 1, а в 2011 году – 1,5 процента. Рост российской экономики соответственно составит 4 процента в этом и 3,3 процента в следующем году. Незначительное замедление, как объяснил чуть позже коллега Хельге Бергера Одд Пер Брекк, носит «формально-технический» характер и фактически не свидетельствует о замедлении темпов роста в России в 2011 году.

Хельге Бергер подчеркнул, что по сравнению с Соединенными Штатами и ведущими странами Азии, восстановление европейской экономики в целом отстает и, видимо, будет отставать в ближайшие два года. Как пример, аналитик привел острый кризис в Греции, ставший «убедительным напоминанием о застарелых недоработках в бюджетной архитектуре этого региона». Впрочем, «масштабные меры», принятые Европейским Союзом и европейским Центробанком буквально в минувшие выходные, позволяют надеяться, что финансовая ситуация в Греции сможет стать более устойчивой, заявил Хельге Бергер. И это, в свою очередь добавил Одд Пер Брекк, благоприятно скажется и на России, как ведущего торгово-экономического партнера Евросоюза.

Отвечая на вопросы московских журналистов, представители дали достаточно благоприятный финансово-экономический прогноз для Российской Федерации. Как заявил Одд Пер Брекк, курс рубля в целом соответствует среднесрочным и фундаментальным экономическим показателям, поэтому нет необходимости в принятии каких-то чрезвычайных мер для защиты национальной валюты. Глава постоянного представительства Международного валютного фонда в Москве также выразил свою поддержку мерам российского правительства для выполнения «ключевой», на взгляд МВФ, задачи – постепенного «снижения инфляции и удержания ее на низком уровне».

«Сегодня в России прочная бюджетная ситуация, нет проблем с ликвидностью, устойчива банковская система, – отметил в заключении Одд Пер Брекк. – Валютные резервы России очень велики, каким бы образом мы их не измеряли. Они составляют 20 месяцев импортных поставок. Они в 4 раза превышают внешний долг страны». Однако, добавил эксперт, резкое сокращение ВВП в России в прошлом году является напоминанием, что существуют структурные проблемы, которые следует решать. К ним представитель МВФ отнес большую зависимость от нефтяных доходов, значительный уровень инфляции, недостаточную развитость инвестиционной среды.