Новый нефтепровод между Россией и Китаем

  • Эрика Марат

Месяц назад Глава правительства РФ Владимир Путин торжественно запустил первый участок нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). Путин назвал ВСТО стратегическим проектом, напомнив, что решение о строительстве ВСТО было принято еще в 2004 году.

Новый нефтепровод проходит через территорию Сибири и в будущем обеспечит доставку российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако эксперты расходятся во мнении относительно того, насколько проект ВСТО будет доходным для России, и повлияет ли он на динамику отношений между Россией и Европой в энергетическом секторе.

«ВСТО полностью меняет положение России на энергетическом рынке», – комментирует «Голосу Америки» корреспондент газеты Trumpet Роберт Морлей. По его словам, ВСТО дает России возможность диктовать свои условия на европейском рынке. «Если раньше Россия могла отстаивать свои позиции в Европе через временную остановку подачи нефти и газа, то сегодня эффективность такой политики преумножится в несколько раз», – считает эксперт. Он объясняет это тем, что после запуска ВСТО у России появился выбор между энергетическими партнерами в Европе и Азии.

По мнению эксперта, Европа сегодня приходится искать выход из ситуации, при которой она зависит от поставщика, у которого имеется несколько клиентов. «В особенности проблемы возникнут у Восточной Европы, учитывая, что в скором времени между Россией и Германией будет пролегать «Северный поток», который обеспечит газом Западную Европу», – отмечает Роберт Морлей. По словам эксперта, уже заметно, насколько кандидаты в президенты в Украине пытаются вести пророссийскую политику, зная, что страна зависит от импорта энергоносителей из России.

Роберт Морлей далее отмечает, что большинство преград в строительстве нефтепровода ВСТО были преодолены в двустороннем порядке между Россией и Китаем. «После того, как Китай согласился инвестировать в строительство второй фазы ВСТО, перспективы нефтепровода значительно улучшились», – комментирует эксперт. По его мнению, через сотрудничество в энергетическом секторе, Россия и Китай смогли построить более тесные двусторонние отношения, несмотря на имеющиеся политические разногласия в других сферах.

Несколько иного мнения придерживается Шойчи Айто (Shoichi Itoh), старший сотрудник Института экономических исследований Северо-восточной Азии, хотя он также отметил, что «строительство нефтепроводов на восток отвечает интересам внутренней и внешней политики России. ВСТО позволит России развить восточные регионы страны, а также преумножить собственный геополитический вес».

Однако далее в ходе своей презентации в Институте Вудро Вилсона 1 февраля Шойчи Айто указал, что перед Россией сегодня стоят серьезные проблемы. Самой главной проблемой, по его мнению, является то, насколько будущие поставки нефти по проекту ВСТО полагаются на еще неразработанные резервы. «Уже к 2013 году Россия столкнется с проблемой поставки запланированных 30 млн тонн нефти в год», – считает Шойчи Айто.

«Энергетическая стратегия российского правительства, которая была принята в ноябре прошлого года, уделяет первостепенное внимание развитию энергетических путей на восток», – рассказал далее Шойчи Айто. По его словам, хотя Россия и запланировала увеличение поставок нефти на 22-25 процентов к 2030 году, уже сегодня ясно, что план на ближайшее десятилетие срывается.

По мнению эксперта, задача усложняется тем, что разработка новых источников требует больших инвестиции и сопровождается огромными рисками: «Относительно небольшие резервы нефти разбросаны на большой территории Сибири, и требуют инвестиций на сумму более 100 млрд долларов». Далее эксперт отмечает, что потребности Японии в нефти и газе уже достигли своего пика и не будут увеличиваться в ближайшие десять лет. Вместе с тем, потребность Китая в энергоносителях будет расти, но сегодня Россия занимает только пятое место в поставке нефти на рынок Китая.

Эксперт отмечает, что на данном этапе Россия «маневрирует» между Японией и Китаем, пытаясь добиться наибольших инвестиций с обеих сторон. «Бесспорно у России имеются огромные возможности на азиатском рынке, – делает вывод Шойчи Айто. – Однако России необходимо деполитизировать ВСТО и найти наиболее подходящие бизнес-решения для продолжения строительства нефтепровода».