Россия решила бойкотировать «Оскары-2023»

Демарш Никиты Михалкова вызвал бурную полемику

Как сообщают российские и мировые СМИ, Россия решила бойкотировать премию «Оскар»-2023 и не намерена выдвигать свой фильм в номинации «международный игровой фильм».

Председатель Российского оскаровского комитета режиссер Павел Чухрай ушел с этого поста после того, как Президиум Национальной академии кинематографических искусств и наук России принял решение не выдвигать картину от России на соискание премии «Оскар» этого года. Об этом решении академия сообщила на своем сайте. Павел Чухрай, сын знаменитого режиссера оттепельной эпохи Григория Чухрая, получил номинацию на «Оскара» в 1997 году за фильм «Вор».

Вслед за Чухраем, который возглавил оскаровский комитет после смерти его многолетнего председателя режиссера-оскароносца Владимира Меньшова («Москва слезам не верит»), комитет покинули несколько видных кинематографистов, включая режиссера Андрея Звягинцева и продюсера Сергея Сельянова.

Никита Михалков (архивное фото)

Никита Михалков (архивное фото)

Кинокритик Леонид Павлючик сообщил в своем Фейсбуке, что в знак протеста также вышли из комитета режиссеры Вера Сторожева и Владимир Котт.

Президиум Национальной киноакадемии России утверждает состав комитета по выдвижению российского фильма на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший международный игровой фильм». Ранее, до 2020 года, эта номинация именовалась «лучший фильм на иностранном языке».

На премию «Оскар» в этой категории киносообщества всех стран мира могут выдвигать картины, спродюсированные за пределами США с преимущественно неанглоязычными диалогами, которые демонстрируются в коммерческом прокате с с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Российские картины трижды становились лауреатами премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Это «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1981) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994). Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина получил «Оскара» в документальной категории в 1943 году.

В прошлом году от России был выдвинут фильм «Разжимая кулаки» режиссера Киры Коваленко, ученицы Александра Сокурова, но он не вошел в шорт-лист номинации. Последним фильмом, попавшим в финальную пятерку от России, стала драма Андрея Звягинцева «Левиафан» в 2015 году.

Как сообщают российские СМИ, в лонг-листе российских фильмов, из которых предполагалось выбрать номинанта на «Оскар», было 122 картины.

На протяжении многих лет отбор критикуют как неэффективный и не отвечающий запросам и вкусам голосующих членов Американской киноакадемии.

Как отмечает издание «Голливуд рипортер», решение Михалкова, которое поддержала определенная часть российских кинематографистов, является «еще одним признаком отказа России от контактов с западным миром». Издание отмечает, что объявление о бойкоте пришлось на период резкого роста напряженности между Вашингтоном и Москвой после полномасштабного вторжения России в Украину и продолжающейся агрессии.

По сведениям «Голливуд рипортер», решение не посылать фильм на «Оскары» стало «сюрпризом» для Чухрая. Он сказал агентству AFP, что это решение было принято «за его спиной».

После агрессии России против Украины ряд крупных международных кинофестивалей отменил показы российских фильмов, спродюсированных с участием государственных структур. Однако, Канны не пошли на этот шаг и вопреки протестам украинских кинематографистов оставили в конкурсной программе фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского».

Ряд российских обозревателей считают спорным и неверным решение не выдвигать российский фильм на соискание премии Американской киноакадемии.

Сергей Сычев в «Известиях» отмечает, что «премия эта — далеко не только американская, потому что голосуют за нее кинематографисты всего мира. И многие из них горячо выступают против отмены русской культуры и тем более кинематографа».

«Возможно, на фоне политических событий как раз внимание к российской картине было бы повышенным, - замечает он далее. - Ее бы обсуждали, о ней бы писали. Кроме того, никто не знает, какой будет политическая обстановка через несколько месяцев, когда будут составлены короткие списки оскаровских претендентов. Российской картине это тоже могло бы помочь».

Режиссер-документалист, член Американской киноакадемии Сергей Дворцевой также выступил за то, чтобы российский фильм был выдвинут на «Оскар».

«Если мы будем закрываться от мира и наше кино не будет конкурировать с лучшими зарубежными картинами, то оно, конечно же, упадет по уровню, - цитируют «Известия» Дворцевого. - Это неизбежно. При этом я голосую, я член Академии «Оскар», но не могу решать, какой фильм будет выдвинут от России, так как в наш оскаровский комитет меня так никто и не позвал. Причина? Не знаю, надо спросить главу комитета. Но выдвигать кого-то от России точно нужно».

«Мне кажется, что выбирать фильм, который будет представлять РФ в стране, которая, по сути, отрицает сейчас существование России, просто бессмысленно», — сказал Никита Михалков в беседе с ТАСС.

Он заявил, что прекратил участие в Российском оскаровском комитете, подчеркнув отсутствие необходимости в данной организации. Любопытно, что его брат, Андрей Кончаловский, член Оскаровского комитета, считает, что Россия должна выдвинуть фильм, «несмотря на политическую обстановку». Его мнение разделяет коллега по комитету режиссер Алексей Учитель.

«Хватит пресмыкаться!»: Под этим лозунгом на страницах «КП» с Никитой Михалковым солидаризировались актеры Мария Шукшина, Ольга Будина и режиссер Юрий Кара.

«Да все просто. Если западный мир решил отменить Россию по всем фронтам — спортсменов, актеров, музыкантов и просто всех русских людей без разбора, то почему мы должны ориентироваться и сотрудничать с американской кинопремией? Отправлять туда фильмы, чтобы их рассматривали на возможность премирования. Кому-то там вообще наши настоящие фильмы и быт интересны? (Кроме как в лубочном исполнении Андрея Звягинцева, Кирилла Серебренникова, Кантемира Балагова и других сверхреалистов, любящих вывернуть наизнанку ужасы и кошмары жизни в мракобесной России)» - считают сторонники отказа .

Сообщается, что Михалков давно лелеет идею создания в пику американцам некоей «Евразийской киноакадемии», которая, по его замыслу, будет вручать свои премии.

По мнению Шукшиной, «наша страна только-только начала освобождаться от влияния Запада и продвигать отечественные фильмы с «родными русскому человеку ценностями и взглядами». Именно на этом, а не на заискивании перед «Оскаром», и стоит сделать акцент, по мнению актрисы.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» ситуацию прокомментировали кинокритик Екатерина Барабаш, режиссер Роман Качанов и телерадиоведущий Давид Шнейдеров.

Екатерина Барабаш: «Прекрасная новость! Зачем нам «Оскар» - пусть они пробиваются к нам на «Золотого орла». Да и Фолкнер нам не нужен, и Стейнбек, и Фитцджеральд. У нас есть Михалков и Прилепин – их духовности хватит на всю русскую культуру. Надеюсь, теперь Никита Сергеевич продаст на аукционе свою статуэтку, а на вырученные деньги купит несколько цинковых гробов – в свете последних событий это очень актуальная трата. Жаль только, что Американская киноакадемия очень расстроится. Жалко их. Но, конечно, ничего ни нового, ни удивительного в решении проигнорировать «Оскар» нет, как и в том, что Михалков принял это решение единолично, за спиной членов оскаровского комитета. С другой стороны – жаль, что упустили шанс лишний раз обвинить Запад в русофобии, – разумеется, мы бы пролетели с номинацией, а Никита Сергеевич тут как тут – «ага, звериный оскал русофобии!». Немного удивляет лишь факт покорного принятия большинством членов оскаровского комитета такого положения дел. Хотя если вдуматься – то и это уже дело привычное».

Роман Качанов: «Думаю дело не в том, что «хватит пресмыкаться перед Западом», а в том, что сейчас во время агрессии против мирной Украины даже заикаться про «Оскар» смешно, просто пошлют. Понятно, что та или иная кинолента может быть бесконечно далека от линии партии, но просто сама этикетка «российское» исключительно токсична. Политически нейтральное кино будет создавать иллюзию нормальности. Здесь высокохудожественное кино снимают, там убивают и пытают . Но это где-то в другом измерении. Нет, не в другом. Российская кинопродукция и кинематографисты долго, непонятно сколько, будут малорукопожатны. Та же самая ситуация с русским языком в кино. Он однозначно ассоциируется с российским кино, и, значит, кино на русском - российское. Должно будет пройти значительное количество времени и применены значительные усилия, чтобы кино на русском языке не было связано с Российской Федерацией и воспринималось просто как американское или европейское кино на русском языке. Вот такое кино сможет вернуться в оскаровскую историю, и то, наверное, не скоро».

Давид Шнейдеров: «Я искренне считаю, что Оскаровский комитет России сейчас можно с полным основанием считать «так называемым», потому что из него вышли возглавлявший его номинант «Оскара» Павел Чухрай, номинант Оскара Андрей Звягинцев, продюсер Сергей Сельянов и замечательный режиссер Николай Досталь. Поступок «комитета» есть невосполнимая глупость, совершенно омерзительный поступок по отношению ко всему российскому кино. Премия «Оскар» от отсутствия российских фильмов не пострадает. Она его даже не заметит. А вот то, что наше кино самоизолируется и будет постепенно превращаться в худшую версию Болливуда (собирательное название развлекательной кинопродукции Индии. – Ред.). или, скажем, кино Нигерии, которое никто в мире, кроме населения этих стран, не смотрит, это абсолютно очевидно. На мой взгляд, нужно прекращать существование Оскаровского комитета России, либо набирать новый, с приличными людьми. А Никите Сергеевичу надлежит устроить перед входом в Союз кинематографистов аутодафе своей оскаровской статуэтки, и в присутствии прессы ее торжественно сжечь. Поступок "комитета" жестокий, аморальный, подлый по отношению к режиссерам, которых даже не поставили в известность, Какой-то идиотский предлог, что не нашлось помещения для заседания. В общем, все как всегда».

«То есть зал для заседания Президиума Киноакадемии у них нашелся, - иронизирует на своей страничке в Фейсбуке киновед Вячеслав Шмыров, - а зал для заседания Оскаровской комиссии, учрежденной Президиумом, нет. Видимо, в Москве нет других залов. Все ушли на фронт».

95-я церемония вручения премий Американской киноакадемии «Оскар» за 2022 год состоится 12 марта 2023 года в «Долби-тиетр» в Лос-Анджелесе. А номинации в большинстве категорий будут объявлены в январе.