Россия и Украина: неопределенные отношения

Бой Миколы Буценко и Владимира Никитина

Бой Миколы Буценко и Владимира Никитина

Несмотря на культурное родство, в отношениях между двумя странами немало сложностей
Геополитическая значимость Украины очевидна. Для России это ключевой транзитный маршрут транспортировки газа в Европу. Кроме того, она служит своего рода буфером, который может замедлить любую гипотетическую атаку со стороны Запада.

Российский президент Владимир Путин прекрасно осознает это и не раз подчеркивал родство двух славянских наций в своих выступлениях после аннексии Крыма в марте этого года.

По словам Путина, Россия всегда считала и будет считать Украину своим ближайшим соседом и братской республикой.

Однако в реальности эти отношения вовсе не так просты, как можно было бы подумать, исходя из речей Путина, отмечает журналист российского телеканала «Дождь» Мария Макеева. В особенности это касается восприятия украинцев.

«Есть такая карикатура: украинец изо всех сил пытается удержать дверь, а с другой стороны стучится человек в российской военной форме», – рассказывает Макеева. «И русский говорит: "Эй, брат! Открывай! Защищать твой дом от фашистов буду!"». По словам журналиста, эта карикатура очень четко отражает, что думают украинцы.

В Украине еще жива память о массовых казнях и голоде в сталинские времена, при котором погибли миллионы украинцев. А россияне до сих пор воспринимают сотрудничество некоторых украинцев с нацистами во время Второй мировой как предательство. Это чувство было вновь использовано российскими СМИ, которые изображали прозападных демонстрантов в Киеве «фашистами».

По словам Маши Липман из московского Центра Карнеги, использование таких политически окрашенных слов заставляет делить людей на категории. В российской прессе украинцы обычно подразделяются на «наших» и «фашистов».

«Украинцев как нацию каким-то образом позабыли. Я имею в виду риторически, во всей этой истории», – поясняет она.

«Защита» братского народа – еще одна ключевая фраза в российских СМИ, говорит Липман, сомневается, насколько совместимы понятия «братства» и «защиты».

«Если российские войска действительно войдут в Украину, что они будут защищать? Русских от украинцев? На мой взгляд, есть здесь намеренная двусмысленность, но эту двусмысленность на каком-то этапе придется устранить».

Выборы в Украине состоялись, и Москва, по-видимости, признает избрание Петра Порошенко президентом, однако неясно, продолжит ли Путин свои высказывания о братстве. Одно ясно точно: новый президент унаследовал Украину в состоянии такого безденежья и таких внутренних распрей, каких еще не бывало.