Российская авиабаза в Беларуси: политический и региональный контекст

МИГ - 29

Станет ли Беларусь плацдармом для России в случае эскалации конфликта в Украине? – комментарий экспертов

Беларусь не станет плацдармом для военного нападения России на Украину. Несмотря на антизападную риторику, Лукашенко не пойдет ва-банк и не станет окончательно портить отношения с Западом, выступив единым фронтом с Москвой. Тем не менее, продолжающееся уже несколько лет заигрывание белорусского лидера с Россией и Западом, как правило, требует определенных уступок со стороны Минска, коими и стало решение разместить российскую авиабазу под Бобруйском.

Так, эксперты, опрошенные корреспондентом «Голоса Америки», прокомментировали заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу о размещении в 2016 году 14 российских истребителей и 4 вертолетов всего в 140 км от белорусской столицы.

Кроме того, выступая 29 октября на заседании совместной коллегии Минобороны двух стран в Минске, Шойгу назвал Беларусь «главным военным партнером России», а также сделал несколько инвектив в адрес Запада, увязав появление «союзнической» базы с украинским кризисом.

«США и Евросоюз спровоцировали отстранение от власти законного президента Украины» и теперь «безоглядно поддерживают действия Киева по силовому подавлению недовольных новой властью. <...> По сути, прозападные силы стремятся сформировать в этой стране передовой рубеж давления на союзное государство, повлиять на устойчивое развитие России и Беларуси», – цитируют Шойгу белорусские СМИ.

Шойгу считает, что в сложившихся условиях важно иметь «боеспособные вооруженные силы» в регионе.

По мнению независимого белорусского аналитика Вячеслава Позняка, попытки усилить военное взаимодействие между этими соседними государствами наблюдались и раньше, однако не исключено, что украинский кризис привносит некие коррективы в обсуждение совместной оборонной стратегии.

«Видимо, происходит нивелирование и более детальное согласование военных способов реагирования на возможные последствия складывающейся в мире ситуации, в частности, на украинский кризис. Поэтому в каком-то смысле этот визит можно считать логичным», - отмечает Позняк.

Сообщения о том, что в Беларуси может быть сформирована отдельная российская эскадрилья, появились еще в апреле 2013 года. Уже тогда эта новость заставила понервничать соседние Балтийские республики и Польшу. Теперь, в свете прямой военной конфронтации России и Украины, некоторые украинские политики стали опасаться, что Беларусь может стать очередным направлением, с которого Киеву стоит ожидать подвоха.

Сотрудник Канадского института украинских исследований при Университете штата Альберта Тарас Кузио считает, что эти опасения напрасны.

«Лукашенко, также как и Назарбаев, опасается следующих шагов Москвы в регионе, в первую очередь из-за того, что там, как и в Казахстане, есть крупное русскоговорящее большинство. Однако главная угроза, на мой взгляд, для Украины сегодня исходит не из Беларуси, а из Приднестровья или Крыма. Именно оттуда мы можем наблюдать выдвижение российских войск на Одессу и Мариуполь, соответственно, с тем, чтобы создать "сухопутный мост"», – заметил Кузио в интервью «Голосу Америки».

По мнению аналитика, практически с первых лет своего правления Лукашенко проповедовал риторику, осуждающую НАТО. Именно она, убежден Кузио, и помогает ему быть нужным России и чувствовать себя в безопасности:

«Кроме того, подобная воинственность помогает ему заполучить доступ к новейшему оборудованию и подготовке кадров. Однако я не думаю, что за этим кроется большая угроза. И Польше, а также Балтийским республикам не стоит переживать, что из Беларуси исходит некая угроза для них».

Тем временем, как считает профессор Высшей школы экономики в Москве Андрей Суздальцев, одной из главных причин переброски российских истребителей и вертолетов в Беларусь стало фактически катастрофическое положение технического оснащения белорусской военной авиации и армии в целом.

«Один из устоев режима Лукашенко – белорусская армия. И долгие годы Лукашенко ей гордился, при этом самозабвенно занимаясь распродажей огромных запасов военной техники и снаряжения, армейского имущества, которое осталось на территории Беларуси в рамках Белорусского военного округа после распада Советского Союза. В итоге продали все, абсолютно позабыв о самой белорусской армии», – заметил Суздальцев в комментарии «Голосу Америки».

Согласно исследованиям престижного Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), Беларусь входит в двадцатку крупнейших поставщиков оружия в мире. Эксперты института утверждают, что в последние годы власти Беларуси регулярно поставляли оружие режиму Башара Асада, войдя в тройку крупнейших поставщиков вооружений сирийскому правительству, жестоко подавившего ряд антиправительственных выступлений и погрузившего страну в пучину гражданской войны. Кроме того, сообщается также о продажах вооружений в Уганду, Ливию, Судан и ряд других горячих точек планеты.

По словам Суздальцева, массовая распродажа вооружений властями привела к резкой деградации технического оснащения белорусской армии, которая стала ощутима с 2010 года.

«В итоге она сейчас находится в очень тяжелом положении. Практически вся техника там уже не работает, не ездит и не летает. В Беларуси сейчас де-факто нет современной авиации. Вот Лукашенко и заметался», – отмечает эксперт.

Суздальцев утверждает, что инициатива размещения российской авиабазы на территории Беларуси исходила от Лукашенко. Белорусский лидер, по словам Суздальцева, уже давно просил модернизировать белорусскую армию, которая, как объясняет Лукашенко, «защищает российские рубежи от НАТО».

«Его поймали на слове, однако вместо модернизации белорусской армии начали перебрасывать на территорию Беларуси российские военные части в целях совместной защиты от "общей угрозы" – отмечает Суздальцев. – На самом деле никаких общих угроз и оборонных интересов у Беларуси с Россией просто нет. Главный "оборонный" интерес Лукашенко – это удержание собственной власти».

По информации Суздальцева, в Беларуси на поток собираются поставить производство броневых машин быстрого реагирования, главной задачей которых будет оперативная доставка спецподразделений для подавления внутренних выступлений несогласных граждан.

«Всем понятно, что производство такой техники направлено не для фронтальной войны. Это карательные меры для возможного подавления украинского сценария событий», – заключает эксперт.

Тем временем, как считают некоторые белорусские политологи, умелое балансирование Лукашенко между Западом и Россией в последние месяцы начало давать свои результаты. Признание белорусским лидером новой украинской власти и нейтральная позиция Минска по отношению к российско-украинскому конфликту, как считают в Белорусском институте стратегических исследований, посодействовали смягчению подходов администрации США к нынешнему белорусскому режиму.

Один из экспертов фонда Андрей Мельянцов в своей статье «Беларусь-США: течение подо льдом» пишет, что за классической картинкой «арктического ландшафта» американо-белорусских отношений в последние месяцы начало прослеживаться некое подводное течение.

Аналитик отмечает, что «впервые в истории проходят двусторонние консультации по вопросам международной безопасности, в Минск с визитом приезжает помощник Госсекретаря Эрик Рубин, ведутся интенсивные закрытые консультации о возобновлении работы полноценных посольств».

Кроме того, напоминает эксперт, в 2013 году Минск и Вашингтон приняли решение о сотрудничестве в рамках Северной распределительной сети, по которой осуществляется снабжение контингента НАТО в Афганистане. Таким образом, Беларусь будет участвовать в процессе вывода американских войск из Афганистана.

Как известно, диппредставительства обеих стран фактически прекратили нормальную работу в 2008 году, когда Минск и Вашингтон взаимно выдворили послов. К концу 2010 года дипломатические отношения Беларуси и Запада и вовсе сошли на нет. После жестокого разгона белорусским режимом мирных демонстрантов, протестовавших против фальсификаций на президентских выборах 19 декабря 2010 года, Вашингтон и Евросоюз наложили очередные санкции на Лукашенко и его окружение.

В последние месяцы геополитические реалии в регионе сильно изменились, заставив Запад пойти на непредвиденные компромиссы. Что касается режима Лукашенко, то он, очевидно, пытается заручиться максимально возможной поддержкой со стороны Вашингтона и Брюсселя в преддверии следующих президентских выборов в Беларуси, которые пройдут не позднее 20 ноября 2015 года.