Следственный комитет России возбудил дело в отношении американских усыновителей

Эксперты считают, что российские власти пытаются оправдать введение запрета на усыновление российских сирот американцами
Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело в отношении гражданина США Шеда ЛаВерна Трэйлора, который в марте 2009 года вместе с супругой Кристи Рине усыновил ребенка из России.

Эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», считают, что возбуждая данное уголовное дело, СКР пытается оправдать введение запрета на усыновление российских сирот американцами.

СКР подозревает Трэйлора в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении усыновленного 7-летнего Калеба Максима Трэйлора – Максима Бабаева до усыновления. По данным следствия, насильственные действия Трэйлор совершил в период с 2009 по 2011 годы, но известно о данном факте стало в 2012 году.

«Тогда супруги Трэйлоры были осуждены американским судом за совершение физического насилия в отношении приемного сына. Судебным решением Шедону Трэйлору назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно, его супруге – 1 года лишения свободы условно», – говорится в сообщении СКР.

При этом российское ведомство отмечает, что обвинение в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении ребенка его приемному отцу правоохранительными органами США не предъявлялось, а обстоятельства данного преступления должным образом не расследовались.

«С учетом необходимости проведения большого объема следственных действий по уголовному делу создана следственная группа. В ближайшее время в компетентные органы США будут направлены необходимые запросы об оказании правовой помощи», – говорится в сообщении СКР.

Ранее комментарии по этому делу делал уполномоченный российского МИДа по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, который, ссылаясь на досье правоохранительных органов Флориды, обвинил приемного отца в сексуальном насилии в отношении усыновленного.

Исходя из этого, российский дипломат назвал приговор американского суда «неадекватным» и потребовал от американских властей «вмешаться, наконец, в эту историю, и обеспечить посещение Максима российскими консульскими представителями, в строгом соответствии с двусторонней консульской конвенцией 1964 года».

Как отмечается в заявлении, МИД России продолжит добиваться того, чтобы расследование дела Максима Бабаева было доведено до конца, а против приемного отца были выдвинуты новые обвинения.

Пиар-акция или защита прав граждан?

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что следственные мероприятия по делу Максима Бабаева используются для того, чтобы повлиять на общественное мнение и лишний раз напомнить россиянам, что американские усыновители якобы подвергали мальчика сексуальному насилию.

«Насколько я знаю, суд установил, что сексуального насилия не было, а было физическое, за которое отец получил пять лет условно, а мать год условно. Думаю, что суд в США достаточно добросовестно разобрался в этом деле. В России же недобросовестно эту тему вновь вытаскивают, чтобы загасить скандал, связанный с законом Димы Яковлева», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» политолог.

По словам Орешкина, эта новость с точки зрения пиар-эффекта сработает на тех, кто поддерживает российскую власть, но не на протестующих.

«Протестующие знают, что российские правоохранительные органы работают по заказу сверху. Из этого можно сделать вывод, что властям не удается расширить зону поддержки. Для россиян, которые убедились в том, что коллективный Путин занимается операциями на общественном сознании, эта новость вряд ли сработает», – сказал Орешкин.

Большинство россиян одобряют действия властей, довольствуясь номинальной задачей обеспечения защиты интересов России и ее граждан, даже в тех случаях, когда «дело шито белыми нитками». Об этом Русской службе «Голоса Америки» рассказал социолог, заместитель директор «Левада-центра» Алексей Гражданкин.

«Это касается и судебных разбирательств, следственных или прокурорских действий. Больше половины населения России действует по принципу, что политикой занимается власть и их не касается», – сказал эксперт.

По словам Гражданкина, в целом для большинства россиян многие политические вопросы неактуальны.

«Людей, которые обеспокоены гражданским обликом России, не так много — примерно 30-35%, но не более того. Все остальные считают, что политика их не касается, и относятся к происходящему равнодушно. При этом они могут испытывать недоверие к властям, но и особо не задумываются об этом. Это касается совершенно разным тем, которые, так или иначе, связаны с политикой», – считает эксперт.