Рунетчикам раздали премии

  • Александр Амзин

В Рунете 25 ноября произошли сразу два события. В полдень началась регистрация кириллических доменов в зоне .рф. Первым таким доменом стала Россия.рф, которая позже будет передана для администрирования госорганам. Через семь часов стартовала церемония вручения Премии Рунета – самой важной из российских интернет-премий.

Во всем мире существуют, вероятно, десятки крупных Интернет-премий. Одной из самых известных является Webby Awards, которую даже называют «Интернет-Оскаром». Она появилась в 1996 году, буквально на заре той Сети, которую мы знаем.

С одной стороны, Премия Рунета – это такой «рунетовский Оскар». С другой – она слишком отличается от Webby. Во-первых, Премия Рунета стала вручаться только через десять лет после того, как появилась зона .RU. Это огромный срок по интернетовским временам. Получается, что две трети времени, что существует русскоязычный сегмент Сети, премий такого масштаба просто не было.

Во-вторых, Webby Awards – коммерческое предприятие. Даже номинирование своего сайта на Webby стоит денег. Премия же Рунета – предприятие скорее государственное. По крайней мере, оно учреждено федеральным агентством Роспечать и активно использует административный ресурс (в 2009 году, в частности, церемония вручения наград транслировалась по каналу "Вести").

В-третьих, несопоставимы масштабы международной Webby, на которую ежегодно номинируют 8-10 тысяч ресурсов, и Премии Рунета, обходящейся полутысячей заявок. У первой – сотня номинаций, у второй – шесть-семь.

Тем не менее, Премия Рунета служит своеобразной точкой отсчета, термометром для всей отрасли. Хотя покрытую золотом бронзовую статуэтку могут вручать очень разным сайтам (полное перечисление займет слишком много места), сам принцип выбора, номинированные ресурсы указывают на определенные тенденции в Рунете.

Например, в 2009 году очень ярко себя показали онлайновые игры, которые обычно игнорируются Интернет-экспертами, предпочитающими не развлекательные, а технологичные сайты. Игровые площадки, у которых было мало шансов стать лауреатами, оккупировали «Народную десятку», состоящую из выбранных пользователями сайтов. Голосуют за них тоже пользователи.

Такой игровой «взрыв» может объясняться по-разному. Например, можно сказать, что онлайновая игровая индустрия активно растет, и это будет правда. Или предположить, что более привычные, традиционные сайты не пользуются популярностью у простых пользователей, ведь доля программистов, системных администраторов и прочих компьютерщиков в общей аудитории стремительно уменьшается. Наконец, можно объяснить рост интереса к играм недоступностью других видов развлечений из-за кризиса.

Другая тенденция гораздо тревожнее. В этот раз премия не досталась ни одному благотворительному фонду, ни одному сайту социальной помощи тем или иным группам населения, ни одному правозащитному ресурсу. Некоторые из них попали в шорт-лист, но и только.

Кроме того, кризис породил множество последствий, раздробил рынок, сделал его менее понятным. Из-за этого сайты буквально «разбрелись» по номинациям, иногда совершенно не соответствуя их тематике. Вина организаторов здесь может быть меньше, чем кажется – осмыслить направления развития столкнувшейся с кризисом отрасли не всякому под силу.

Если сложить все это вместе, получится неутешительная картина. Серьезных инвестиций в Рунет не предвидится, структурированность у рынка может появиться только в ближайшие годы, а денег на благотворительность нет. Простым пользователям российский Интернет-бизнес пока не может предложить ничего, кроме социальных сетей и онлайновых игр.

Из этой ситуации есть только два выхода: или стагнация продолжится, или вскоре государство возьмет инициативу в Рунете в свои руки. В конце концов, появилась же как-то шесть лет назад Премия Рунета?