Соединенные Штаты ввели новые ограничения против российских компаний в связи с действиями России против Украины, а также в связи с сотрудничеством российских организаций с Ираном, Сирией и Северной Кореей.
На интернет-портале официальных публикаций правительства США - Federal Register говорится о том, что в список компаний, подпадающих под уже действующие санкции Вашингтона против России за «нарушение международного права и эскалацию конфликта в Восточной Украине» со 2 сентября добавлены компании «Нефть-Актив», «Ванкорнефть», «Сызранский нефтеперерабатывающий завод»; «Ачинский нефтеперерабатывающий завод», «Ангарская нефтехимическая компания», «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», «Оренбургнефть», «РН-Юганскнефтегаз», «РН Холдинг», Ижевский электромеханический завод «Купол», концерн «Ижмаш» и другие.
Под санкции, кроме российских компаний, также попали юридические лица из Великобритании, Румынии, Украины, Финляндии и Швейцарии. Некоторые из этих компаний связаны с людьми из ближайшего окружения президента России Владимира Путина, попавшими под санкции США, другие — задействованы в производстве и поставке вооружений для пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Есть и компании, базирующиеся в Крыму, который в документе назван «оккупированным».
Кроме того, как говорится в уведомлении на портале Federal Register, Соединенные Штаты вводят санкции в отношении конструкторского бюро приборостроения в Туле, компании «Катод», «НПО машиностроения», корпорации «Рособоронэкспорта» и корпорации «МиГ». Эти компании, как следует из текста уведомления, ограничиваются в сотрудничестве с США в связи с нарушением акта о нераспространении ядерного оружия в отношении Ирана, КНДР и Сирии. Полный текст документа с этим решением ожидается в среду 3 сентября.
Пояснение посольства США в Москве по мерам, связанным с Украиной
Пресс-секретарь посольства США в Москве Уилл Стивенс, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс» о новых мерах США в отношении России, связанных с Украиной, заявил, что они являются не дополнительными санкциями, а лишь уточнением уже существующих:
«Данное решение министерства торговли США не является расширением санкций, связанных с ситуацией на Украине. Это технический шаг по приведению экспортного регулирования в соответствие с мерами, принятыми Управлением по контролю за иностранными активами 30 июля этого года. Это было сделано для приведения данного перечня в соответствие с изменениями, внесенными 30 июля в список граждан особых категорий и запрещенных лиц Управления по контролю за иностранными активами в связи с санкциями, действующими в отношении российских и украинских физических и юридических лиц».
Реакция Москвы: последует ответ, не обязательно «зеркальный»
Российские официальные лица с крайним раздражением отреагировали на новые ограничительные меры Соединенных Штатов в отношении российских компаний и корпораций.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о том, последуют ли ответные меры со стороны Москвы, заявил: «Разумеется, и мы еще раз это повторяем, это абсолютно стандартная позиция, это константа - в данном случае отправной точкой является принцип взаимности».
Гораздо менее сдержанно отреагировали на действия Соединенных Штатов в российском МИД. В официальном заявлении российского внешнеполитического ведомства особое раздражение вызвали меры, связанные с нарушением режима нераспространения: «На этот раз в дополнение к непрекращающимся попыткам встроить санкции против российских физических и юридических лиц в трагическую канву происходящего на Украине, объявлено о применении против нас нелегитимных рестрикций в рамках действующего американского законодательства в отношении Ирана, Сирии и КНДР».
Заявление МИД РФ выдержано в целом в эмоциональных выражениях: «Неприемлемая риторика в Вашингтоне зашкаливает. Подобный безрассудный курс вызывает растущее беспокойство даже среди союзников США. Он чреват серьезными издержками для международной стабильности и, без сомнения, бумерангом ударит по американским интересам... Бесплодность попыток оказать на нас санкционное давление, похоже, ничему не учит вашингтонских стратегов».
В конце документа, выпущенного российским внешнеполитическим ведомством, содержится угроза: «Подчеркиваем: в США не должно быть иллюзий относительно возможности продолжать эту линию без негативных последствий для себя. Ответные меры, причем не обязательно «зеркальные», с нашей стороны последуют».