Холокост и Россия

Немецко-фашистский концентрационный лагерь Освецим. Май-июнь 1944 г.

Немецко-фашистский концентрационный лагерь Освецим. Май-июнь 1944 г.

Алла Гербер: «Нынешнее поколение 20-летних совершенно оголтело националистическое»
МОСКВА — 27 декабря, по решению Генассамблеи ООН, отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата приурочена к освобождению концлагеря Освенцим в 1945 году.

В 2014 году соблюдение Международного дня памяти жертв Холокоста 2014 года построено вокруг темы «Пути через Холокост». ООН призывает вспомнить «различные пути, пройденные во время этого темного периода, от депортации до заключения и до свободы, и то, как этот опыт изменил жизни тех, кто его перенес».

В российской столице состоится ряд мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста. В Еврейском музее и центре толерантности откроется выставка художника Йосефа Бау «Холокост глазами узника».

«Работы известного израильского мультипликатора, писателя, художника Йосефа Бау в большой степени отражают действительность периода Холокоста. Йосеф Бау пережил гетто, польский концлагерь, смог встретить в лагере любовь всей своей жизни Реббеку и жениться на ней», – говорится в сообщении Израильского культурного центра в Москве.

Кроме того, в Еврейском музее состоится церемония зажжения свечей, в которой примут участие главный раввин России Берл Лазар и глава Федерации еврейских общин Александр Борода. В Центральном доме литераторов посол Израиля в России Доррит Голендер вручит награды Праведникам народов мира – людям разных национальностей, которые спасали евреев в годы Второй мировой войны.

В этом году дата совпала с 70-й годовщиной снятия блокады Ленинграда.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» задал несколько вопросов главе фонда «Холокост» Алле Гербер, принимавшей участие в мероприятии в Центральном доме литератора. По ее словам, решение провести мероприятие, объединяющее память жертв Холокоста и блокады Ленинграда было принято по той причине, что и те и другие являются жертвами нацистского безумия.

Роман Ошаров: В ЮНЕСКО разработаны методики преподавания истории Холокоста в школах, есть и частные инициативы в этой области. Как обстоят дела в российских школах?

Алла Гербер: Говорить о Холокосте в школах нужно обязательно. Это может проходить в формате факультатива, свободного урока, должно быть несколько строк в учебнике или несколько фраз учителя. В школе обязательно вспоминать о Холокосте. Если дети не будут знать об этом безумии ХХ века, то они не будут знать ничего и будут способны на все, иначе они на вопрос о том, что такое Холокост, будут отвечать, что это клей для обоев.

Напомним, «Холокост – клей для обоев» – название документального фильма российского журналиста Мумина Шакирова. В фильме рассказывается о поездке молодых девушек, сестер Каратыгиных, на экскурсию в Освенцим. Девушки привлекли к себе внимание, участвуя в телевикторине, где в ответ на вопрос о Холокосте, сказали, что это клей для обоев.

А.Г.: Мы добивались того, чтобы в школьных программах была история Холокоста. Скорее всего, в новом учебнике истории будет несколько строк о Холокосте. Вообще у нас очень много учителей, наших единомышленников и соратников, по всей России, которые преподают историю и рассказывают о Холокосте. Мы получили сейчас на конкурс около тысячи сочинений из таких дальних уголков России, что даже трудно было представить, что там дети что-то знают о Холокосте.

По телевизору сейчас показывают фильмы «Шоа» Клода Лацмана, «Список Шиндлера» и другие фильмы, но нужно начинать с первого класса, как в Швеции, где с самых ранних лет детишкам объясняют о равенстве и недопустимости дискриминации.

Недавно в Москве открылся Еврейский музей и центр толерантности. Это очень хороший музей, сделанный по самому последнему слову музейной техники. Он много работает. Я счастлива, что такой музей появился в Москве. Но, к сожалению, первосвященнической и, не побоюсь этого слова, пропагандистской работы в школах они ведут не достаточно.

Р.О.: Что вы можете сказать о проявлении антисемитизма и ксенофобии в современной России?

А.Г.: Антисемитизм – это любимая болезнь великого русского народа, он как был, так никуда и не делся. Государственного антисемитизма в России нет, и я говорю об этом с полным знанием текущей ситуации. А ксенофобия жуткая есть – русские ненавидят кавказцев, кавказцы ненавидят русских, все вместе ненавидят евреев и так далее.

Р.О.: Существует ли в России государственная политика по национальным вопросам?

А.Г.: Политики очень много и о ней постоянно говорят. Даже Владимир Путин написал статью о национальных проблемах сегодняшней России. Много этим вопросом занимаются организации гражданского общества. Общественная палата, например, проводит на регулярной основе исследования об отношении общества к национальным проблемам. Однако толку от этого мало. Результат очень слабый, потому что обострение национальных проблем такое, что никакие слова не помогают. Момент был упущен. Еще 20 лет назад надо было воспитывать детей, потому что нынешнее поколение 20-летних совершенно оголтело националистическое. Отдельным представителям молодежи свойственны даже нацистские убеждения.