Алексей Резников об уроках противостояния российской агрессии

Алексей Резников, бывший министр обороны Украины

Бывший министр обороны Украины рассказал об уроках, которые представляет опыт защиты его страны от российского вторжения

Трудно представить себе ощущения политика, гражданского человека, назначенного на пост министра обороны, который однажды ранним утром узнает, что в его страну вторглась армия соседного государства, которая считалась второй по своей мощи в мире.

В этой новой реальности жизнь министра превратилась в круглосуточный диалог с руководителями оборонных ведомств множества стран, находящихся в разных часовых поясах - Соединенных Штатов, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Японии, Канады, Франции. Их необходимо долго и терпеливо убеждать, просить оружие и помощь. В этих беспрерывных переговорах проходят недели, и тревожное “утро февраля” кажется бесконечным.

Программа «Глобальная Европа» вашингтонского Центра Вудро Вильсона (Wilson Center) пригласила Алексея Резникова, бывшего украинского министра обороны, который возглавлял оборонное ведомство Украины в преддверии полномасштабного вторжения России и в течение первых полутора лет войны, для выступления перед журналистами и экспертами, где он обозначил уроки, которые демократические страны могут извлечь из опыта ведения войны с армией противника, возглавляемого авторитарным режимом.

Украинское сопротивление - это переход от одного этапа войны к другому

Развитие войны Резников вспоминает как серию переломных моментов, которым предшествовали «отказы в предоставлении» каких-либо видов вооружений, однако затем это оружие все-таки поставлялось и меняло ситуацию на поле боя:

«В апреле 2022 г. состоялось первое собрание “клуба” Rammstein. Мы получили сообщение, что у нас будет первый артиллерийский дивизион из США калибра 155 мм. Это первый переломный момент в этой войне. Вторым моментом было предоставление в июле систем РСЗО, таких как HIMARS. После этого были поставки боевых машин пехоты разных типов, танков, самолетов. Затем системы ПВО “Patriot” снова изменили ситуацию на фронте. Теперь дело за F-16».

Как F-16 изменят ход войны?

Резников объяснил важность поставки истребителей F-16, которые, по его словам, лишат российские войска превосходства в воздухе, которое они имеют до сих пор.

«Су-35 могут видеть с помощью своих радаров примерно на сто восемьдесят километров, а с помощью своих ракет они могут поражать цели на расстоянии более 120 километров. МиГ-29, самолеты советской эпохи, которые мы используем, могут видеть только на 60 километров, а ракеты - на расстоянии 30 километров. Вот почему нам очень важно иметь F-16 в украинском небе», - убежден бывший министр обороны Украины.

Кремль жестоко ошибся, недооценив Украину

Резников рассказал, как перед полномасштабным вторжением он интересовался у разведчиков, «что российские агенты в Украине сообщали Кремлю и какие у них предположения относительно вторжения?»

«Агенты влияния в Украине сообщали Кремлю, что в случае полномасштабного вторжения - 30% украинцев будут поддерживать российские войска, 60% украинцев будут безразличны и только 10% будут сопротивляться, и большая часть из них будет сражаться в западной части Украины. Но 10% означает 4 миллиона, если 4 миллиона будут сражаться, это уже очень много. Для сравнения: россияне использовали 140 000 солдат, пытаясь захватить Грозный во время чеченской войны. Как они будут пытаться оккупировать Киев, который в десятки раз больше? Пойти против четырех миллионов было абсурдом, а теперь во всех русскоязычных районах Украины люди ненавидят крмелвскую власть», - рассказал Резников.

Резников назвал одну из основных причин, почему и Россия, и Запад недооценили Украину:

Your browser doesn’t support HTML5

Алексей Резников: в начале войны не только Россия, но и Запад недооценили Украину

«Большая часть недопонимания и неправильной оценки украинской армии перед этим полномасштабным вторжением заключалась в том, что все полагали, что маленькая советская армия будет сражаться с большой советской армией, и, конечно же, маленькая армия проиграет. Однако, когда президент Зеленский попросил меня в 2021 году стать министром обороны, его требования, его задача поставленная передо мной были - реформировать армию, избавиться от пережитков советского наследия в наших вооруженных силах… Большинство наших сегодняшних генералов не служили в Советской Армии. Они 30 лет служили в украинской армии. Наш секрет сегодня - это демократия в украинских вооруженных силах: с 2014 года у нас было много добровольцев-инноваторов. Все это стало важной частью украинского подхода к борьбе против россиян. Поэтому я всегда использую метафору о Давиде и Голиафе, где Голиаф был монстром с мускулами и огромными способностями. Но Давид был смелым, умным, изобретательным и использовал пращу. Поэтому мы обязательно победим», - заверил Резников.

Уничтожение “второй армии мира”

Резников напомнил, что после одиозной мюнхенской речи Путина, Кремль потратил сотни миллиардов долларов и 15 лет на подготовку своей армии. Однако стойкость украинцев и помощь западной коалиции оказались эффективнее.

«Сегодня, согласно исследованиям наших коллег из Великобритании, потери российской армии только в живой силе составляют, вероятно, более 400 тысяч человек убитыми и ранеными. Россия потеряла крейсер «Москва» и ряд боевых кораблей Черноморского флота, уникальные самолеты и стратегические бомбардировщики, которые Россия больше не может производить. Самые передовые российские системы ПВО, такие как С-400, тоже были уничтожены. Военный потенциал Кремля, который представлял угрозу для Европы, НАТО и всех стран свободного мира, подорван ВСУ и американским оружием», - заявил Резников.

Восемь уроков борьбы с агрессией авторитарного врага

Алексей Резников обратился к экспертам и политикам с призывом извлечь следующие восемь уроков из опыта войны в Украине.

Первый - это «признание угроз и принятие решений относительно реагирования на них». Россия продемонстрировала, как можно использовать так называемые «скрытые акты агрессии». В качестве оружия она использовала буквально все, включая мигрантов, интернет, свободу слова, доступ к продовольствию, цепочки поставок различного сырья и материалов, а также многое другое.

Второй урок - угроза возросшая угроза информационной войны, которая «влияет на нашу способность обрабатывать информацию и делать выводы». Российская дезинформация, которая в больших количествах распространяется по сети, представляет собой серьезную угрозу, напомнил Резников.

Третий урок: война давно перешла в киберпространство. Атака на Украину в 2022 году началась с масштабной кибератаки.

Четвертый урок: Россия в очередной раз продемонстрировала миру, что авторитарные режимы не заботятся о жертвах. Поэтому демократические страны должны быть готовы дейстовать так, чтобы потенциальный противник понес значительные потери и утратил боеспособность.

Пятый: «одна из последних, если не последняя, война, где крупные военные силы участвуют в прямом боестолкновении». Война все больше превращается в «конкуренцию между роботизированными системами, а также автоматизированными системами управления».

Шестой урок: современный подход к ведению боевых действий, как наступательных, так и оборонительных, выдвигает на первый план все более важную роль автоматизации и кибернетизации.

Седьмое: резко сократился интервал между всплесками технологического роста.

И, наконец, восьмое: медленные и громоздкие системы обороны уступают в войне против современных роботов и гаджетов.

«Хотя 500 танков пока имеют преимущество перед тремя умными автоматизированными ПТРК, однако будет ли это по-прежнему верно через 36 месяцев? Я сомневаюсь», - подчеркнул Резников.

Можно ли договариться с Кремлем?

Резников входил в состав украинской делегации по работе с Минскими соглашениями еще в 2019 году.

«Я провел два года с русскими за столом, пытаясь вести переговоры в соответствии с Минскими соглашениями, пытаясь найти лучшие решения, восстановить, реинтегрировать наши территории без войны, без оружия… Очень важно видеть, обладают ли ваши оппоненты полномочиями вести переговоры ради результата, или это просто игра. А россияне постоянно играют в игры. Если они отправляют сообщение, что мол “мы готовы сесть за стол переговоров” - это блеф, потому что они никогда не будут вести переговоры, если у них сильная позиция. Они пойдут на переговоры только в случае проигрыша…

Да, все войны можно закончить за столом переговоров, но это возможно, если партнеры действительно готовы к переговорам, если они действительно видят свою заинтересованность в прекращении этой войны. Если у нас за спиной будет бюджет и оружие стран-союзников НАТО, мы выиграем эту войну. Вот тогда и начнутся переговоры»», - сказал в заключении Алексей Резников.