На православное Рождество Патриарх Кирилл по просьбе президента РФ Владимира Путина освятил нательные кресты для военнослужащих, принимающих участие в «СВО», как официально называют в России войну в Украине. Сообщение об этом накануне было опубликовано на сайте Московской патриархии.
Само действо происходило в Храме Христа Спасителя.
«Здесь кресты, а также нательные иконочки с изображением святого равноапостольного великого князя Владимира, основателя нашего государства, того, кто защищал с мечом в руках Отечество наше, который и сейчас остается символом собирания Русской земли. Но, кроме того, это еще и Ваш небесный покровитель. Так что, думаю, это будет особенно вразумительно и приятно для всех воинов, которые получат эти изображения», – сказал Кирилл, обращаясь к Путину.
Ранее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков поведал широкой публике, что президент Путин предложил выгравировать свои инициалы на некоторых звеньях цепочек к нательным крестам. По словам Пескова, освященные предметы передадут командующим группировками войск, которые «выполняют особо важные задачи в зоне спецоперации». Видимо, для поднятия боевого духа.
Этот сюжет про «симфонию церкви и государства» при реализации модели «За веру, царя, отечество!» во время войны, считает преподаватель факультета социальных наук пражского Карлова университета Дмитрий Дубровский. По его мнения, в данном случае “царь” – Владимир Путин.
«Примерно таким же образом дело обстояло в годы Первой мировой, когда на нательных крестах писали имя императора Николая Второго, – уточнил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – И эта идея единения светских и религиозных властей теперь реализуется в ходе агрессии против Украины».
Здесь главная целевая группа месседжа – те верующие, которые слушают патриарха Кирилла и следуют за ним, полагает Дмитрий Дубровский: «Кстати сказать, далеко не все православные верующие такие. Но те, которые следуют, воюют, и для них это дополнительное подтверждение того фальшивого на самом деле лозунга, что сейчас (в Украине) идет “священная война”. Неслучайно время от времени (в российских пабликах) распространяются фейки про то, что у бойцов ВСУ якобы нашли какие-то предметы сатанистского культа, доказывающие, что они дьяволопоклонники, и так далее».
В принципе всё это направлено на сакрализацию и легитимизацию войны, продолжил социолог: «Для верующих людей, может быть, история про то, что они сражаются за “светлую православную Русь против всякой нечисти важнее всех прочих составляющих, включая геополитическую. Поэтому, думаю, здесь главный интересант не Кремль, а РПЦ. Возможно, идея сделать эти гравировки и возникла в администрации президента, но главное здесь – что церковь пошла на это с охотой. Что касается большинства остального населения, то, скорее всего, они воспринимают происходящее как часть новой нормальности. Не исключено, что скоро появятся и библии с какими-нибудь милитаристскими лозунгами на них...»
Политика церкви продолжается под девизом: “война до победного конца”, констатировал Дмитрий Дубровский: «Часть верующих это уводит из лона церкви. Но не в том смысле, что они принципиально расстаются с РПЦ, хлопая дверью. Многие просто пытаются найти таких батюшек и такие церкви, в которых тема войны не обсуждается в пропагандистском ключе, в которых нет милитаристской пропаганды, то есть уходят во внутреннюю духовную эмиграцию по отношению к тому, что делает сейчас патриарх Кирилл».
Эти люди не протестуют, не подписывают никаких писем, а просто не посещают те приходы, которые им не по душе, заметил социолог. Это своего рода голосование ногами, резюмировал он.
Путин уже давно ассоциирует себя не с президентом, а с царем, согласна политолог Наталия Шавшукова. По ее словам, это можно объяснить тем, что в российском менталитете царь – это сакральная фигура, которая не избирается путем народного волеизъявления, а является помазанником Божьим.
«Как известно, такая процедура идет из глубокой древности и указывает на то, что возведенная на трон особа – избранная, – добавила собеседница «Голоса Америки». – Судя по всему, Путин так себя и ощущает. Вспомним его резиденцию возле Геленджика с копиями элементов Зимнего дворца (главного императорского дворца царской России – В.В.) в Санкт-Петербурге или установленный рядом с Кремлем памятник Святому Владимиру. Понятно, что этот памятник - alter ego Путина. Кстати, похоже, что намерение взять любой ценой Киев – из этого же ряда, поскольку там правил Владимир».
Не исключено также, что Путин хочет, чтобы его после смерти причислили к лику святых, допустила Наталия Шавшукова: «Мы знаем, что в русской истории довольно было много персонажей, которые никакими святыми по жизни не являлись, но тем не менее были объявлены таковыми. Кажется, Путин мыслит себя уже не в отражении Романовых, а скорее Рюриковичей, а также мнит себя продолжателем теории «Москва – Третий Рим». В общем его претензии очевидны, хотя и выглядят весьма экзотично для ХХI века».
Со стороны кажется, что Россия неумолимо катится в сторону полного абсурда, подчеркнула политолог. «К сожалению, Путину слишком многое сошло с рук – и Грузия, и война на Донбассе, и захват части Украины. Вседозволенность развращает. Как результат, страна сползает в средневековье», – заключила Наталия Шавшукова.
Эксперты – о единой политике РПЦ и российского государства в контексте войны в Украине